4.4. Бродяжничество и беспризорность детей

  Углубление экономических и социальных потрясений и семейных нарушений, свойственных российскому обществу в различные периоды истории, замалчивание проблемы привело к резкому увеличению числа детей и подростков, оказавшихся вне дома, одной из основных проблем при этом обозначалось то, что нет единого мнения о размерах этого явления, раз не ясен масштаб явления, то соответственно, нет и организованного масштабного наступления на проблему. Ясно лишь то, что современное общество, как в нашей стране, так и за рубежом не справляется с этой проблемой ни в ее социально-педагогическом, ни в медицинском плане.
  Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  Как известно несовершеннолетним, лишенным в силу жизненных обстоятельств детства, государство обязано оказать помощь, создавая новые условия жизни. Они должны обеспечивать удовлетворения основных базовых потребностей детского возраста (питания, одежды, гигиенических условий, защищенности от насилия и т.д.).
  Исследование беспризорных детей показало, что все они происходят из неблагополучных семей. Показателем неблагополучия являются нарушения в структуре семьи. Дети, не имеющие родителей, лишились их по причине смерти, лишения родительских прав или оказались ими брошенными. Основная причина лишения родительских прав - это злостное уклонение родителей от своих обязанностей.
  Одной из причин ухода ребенка из семьи является физическое насилие, при котором ребенка жестоко наказывают, избивают, не кормят, насилуют, принуждают. Среди причин, по которым подросток оказался на улице, большая часть беспризорных детей отметила семейные конфликты.
  Стрессовая ситуация социально-экономического кризиса в семье, в совокупности с личными неудачами, становятся причиной крушения жизненных планов, пьянства и наркомании. Чувства обиды, разочарования и бессилия изменить положение в семье переносятся на детей. Как правило, они становятся для родителей объектом для негативной эмоциональной разрядки. И, тем не менее, несмотря на свое безнадзорное детство, семья остается важной ценностью для подростка.
  Условия жизни в семье, естественно, влияют на характер детей, их отношения с окружающими, образ жизни. Усвоение подростками отрицательного образа жизни своих родителей происходит с самого раннего возраста. Почти все дети впервые услышали нецензурные и бранные слова от родителей, попробовали спиртное за семейным застольем. Большинство из них переняли от своих родителей их ценностные ориентации, мотивы поведения, негативные привычки.
  Перспектива и будущее в представлении ребенка - это важный интеллектуальный показатель его социализации. Акцент на нежелании учиться просматривается и в поведенческих проявлениях, и в резком снижении мотивации к обучению в группе «детей улицы».
  Как правило, сопутствующим явлением бродяжничества и беспризорности является пристрастие к вредным привычкам.
  Полученные результаты о ценностных ориентациях беспризорных и безнадзорных детей свидетельствуют о противоречивости их сознания и поведения. Так, выделенные ими доминирующие ценностные ориентации в реальной жизни ими же и блокируются. Они ставят на первое место ценность «здоровье», но совершенно не заботятся о нем на самом деле. Выделяя ценность «семья», дети уходят из семьи и не дорожат ею. Подростки ставят на предпоследнее, шестое место в шкале ценностей «свободу», но большинство из них фактически отстаивают ее своим безнадзорным и беспризорным поведением.
  Исследовательские данные хорошо соотносятся с представлениями о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую. Первая форма ценностей - это общественные идеалы, выработанные общественным сознанием; вторая форма - предметное воплощение этих идеалов в жизни конкретных людей; третья - мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению.
  Причины того, почему ценности слабо актуализируются у детей такого возраста, не так трудно выявить, поскольку в неблагополучных семьях отсутствует возможность их реализации или налицо их противоречивость. Имеет место неадекватность осознания в силу ограниченности интеллектуальных возможностей, действия защитных механизмов или другого рода преград и запретов.
  Выявленное рассогласование в ценностях (декларирование одного, а принятие другого ценностного идеала) может, скорее всего, определяться наличием конкурирующих ценностей или их компонентов. У детей такого возраста ценности еще не устоявшиеся, плохо структурирована система личностных ценностей. При этом недостаточно, а может быть, практически еще не развита рефлексия, чтобы определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в своей жизни. Поэтому ребенок обращается к взрослым, к их поведенческим идеалам и поступкам, имеющим внешнее выражение. Для него свойственен «комплекс-взрослости». Вопрос лишь о том, кто и какой взрослый с ним будет рядом? Ответ на него и предопределяет вектор социализации несовершеннолетнего.
  Можно выделить следующие социально-психологические состояния, свойственные пяти группам безнадзорных и беспризорных детей.
  - В группе «бедных детей» доминируют социально­психологические состояния: «социальная тревога» и «социальные фобии». Причина таких социально-психологических состояний в понимании своего социального положения, беспросветной бедности и низкого статуса родителей.
  - По группе с условным названием «фрустрированные дети» увеличивается количество видов социально-психологических состояний (СПС). Добавляются такие СПС, как «зеркальное восприятие», «приобретенная беспомощность», «когнитивный диссонанс» и «эмоциональная невоспитанность». На фоне некоторого возрастания состояния тревоги у детей, живущих в семье, которая характеризуется психологической неразрешенностью личных проблем родителей, создаются ситуации негативного психологического семейного климата (ссоры, эмоциональная холодность, постоянные конфликты, оскорбления, непонимания, а иногда и прямая физическая агрессия).
  В дополнение к вышеизложенным определениям социально­психологических состояний, СПС «зеркального восприятия» свидетельствует о наличии у детей этой группы негативного представления как в семье друг о друге, так и о других в группах своих сверстников. Это состояние возникает у сторон конфликта, при этом своя сторона считается нравственной и миролюбивой, а другая - злонамеренной и агрессивной.
  - Социально-психологические состояния третьей группы - «бегунков» - еще более жесткие и пагубные. Пьянство и безнравственность их родителей полностью разрушают семью, нивелируются и отодвигаются воспитательно-образовательные функции отца, особенно матери, которые ставят свои потребности и интересы выше детских, лишая детей всех видов поддержки. Дети этой группы психологически стремятся к временному замещению родительской фигуры людьми с социально значимыми статусами. Они периодически уходят из семьи, каждый раз еще труднее возвращаясь в нее. К «эмоциональной невоспитанности» и «социальным фобиям» добавляются «реактивное сопротивление» и «социальное давление». «Реактивное сопротивление» - это социально­психологическое состояние, направленное на защиту или восстановление своего ощущения свободы. Оно возникает, когда что-то угрожает свободе действий, восстановлению своего ощущения свободы. В случае с детьми-»бегунками» эта защита своей «мнимой» свободы просматривается как единодушное сопротивление представителей этой группы, когда их пытаются устроить в специальные государственные учреждения, где их накормят, обогреют и защитят. По своей сути это состояние противоречивое у детей: уходят из дома, чтобы накормить себя, а иногда и пьющих родителей, защищают их и любят по-своему.
  - Социально-психологические состояния четвертой группы - «дети улицы» -дополняются по сравнению с предыдущими группами состояниями «деперсонализации», «огруппления мышления», «социальной агрессией», «внутригрупповой пристрастностью». Эти дети постоянно не живут дома. Функции их бывшей семьи деградированы. Третья часть родителей беспризорных детей не работает. Алкоголизм, наркомания, материнский инфантицид - вот трагедийная характеристика пристрастий и особенностей родителей «детей улицы».
  Этим детям в большей степени присуще «деперсонализация» - социально-психологическое состояние, связанное с отчужденностью личности от самой себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я», а также других. Социально-психологическое состояние «огруппление мышления» - это состояние в режиме группового принятия решения, возникающее в том случае, когда группа дружески сплочена. Есть опасность, что независимое критическое мышление будет вытеснено огруппленным мышлением, не приняв реалистических альтернативных мыслей. В этом состоянии члены группы игнорируют предубеждения; слепо верят в то, что их группе неотъемлемо присуща непогрешимость; придерживаются стереотипных взглядов на другие группы; оказывают прямое давление на всех, кто захочет усомниться в том, что их группа не права; преуменьшают свои сомнения и не нарушают видимость консенсуса в группе; испытывают иллюзию единомыслия. Изпредставленного определения видно, что такое состояние формирует прочные антисоциальные установки, которые каждый раз группой утверждаются. Это состояние в большей мере приводит к принятию и утверждению норм псевдосправедливых действий, приближая детей к преступному миру.
  - Социально-психологические характеристики пятой группы - «детей-правонарушителей» - мало чем отличаются от «детей улицы», поскольку состоят-то из самих беспризорных и безнадзорных детей. Отличительная черта состояний этой группы - появление «социальной фобии», страхов перед ответственностью.
  Оценка социально-психологических состояний детей из неблагополучных семей показывают прямую связь неблагополучия семьи с переходом детей в антисоциальные слои населения. Эти данные прямо и косвенно подтверждают гипотезу исследования: дети беспризорные и безнадзорные пополняют преступные и маргинальные слои районного сообщества и общества в целом.

Назад Содержание Вперед