2.1.1. Различные подходы к изучению структуры личности в отечественной психологии

  Понятие структуры личности является одной из сложных методологических задач психологии личности. В словарях русского языка слово «структура» обозначено как строение. Разработка понятия структуры личности и системных способов познания в середине 20 века стало общим явлением в психологии. Однако, единства применения этого понятия в применении его к личности в настоящее время нет.
  Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию. В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах:
  1) онтогенетической эволюции психофизиологических функций;
  2) становления деятельности;
  3) истории развития человека как субъекта труда, познания и общения.
  Учение о структуре личности в отечественной психологии берет своё начало в теоретических разработках Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960). Он отмечал, что в психическом облике личности выделяются различные сферы, характеризующие различные его стороны, но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуют друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникают друг в друга, и смыкаются в реальном единстве личности. Поэтому неправильна как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности (гештальтпсихология), так и другая, которая видит в личности лишь отдельные черты и утрачивает внутренне единство психического образа личности.
  В отечественной психологии первым стал рассматривать структуру личности В.Н.Мясищев. Он рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял три аспекта в личности:
  1. направленность;
  2. уровень развития и динамика;
  3. структурный аспект личности.
  Структурная характеристика - по Мясищеву - освещает человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладание или относительной недостаточности тех или иных функций. нужно отметить, что в структуру Мясищева включается только характеристика функционального развития человека.
  Далее А.Г.Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом складываются друг с другом и образуют сложные структуры:
  1. темперамент (система природных свойств),
  2. направленность (система потребностей, идеалов, интересов),
  3. способности (совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств);
  4. характер (система отношений и способов поведения).
  Б.Г. Ананьев наиболее удачное понимание структуры видел в «переходе от психических процессов (1) к психическим состояниям (2) и от них к психическим свойствам (3)». Это понимание структуры он дополнял еще психическими функциями (4) (сенсорные, мнимические и др.) и общей элементарной мотивацией поведения (4) (потребности и установки). Он представлял это структурный ряд в виде пяти иерархично связанных подструктур.

Рис. 1. Схема структуры личности Б.Г.Ананьева

  В. С.Мерлин попытался уточнить понимание структуры личности. Он исходил из двух подструктур или «групп индивидуальных особенностей».
  1 подструктура - свойства индивида - это:
  1 - темперамент;
  2 - индивидуальные качественные особенности психических процессов.
  2 подструктура - свойства индивидуальности:
  1 - мотивы и отношения
  2 - характер
  3 - способности.
  С точки зрения В.Мерлин связь этих подструктур и определяет как социально-типическое, так и индивидуально-личностное.
  К.Платонов выдвигает концепцию динамической функциональной структуры личности. Она рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении функции.
  В концепции динамической структуры личности выделяется 4 подструктуры личности:
  1 подструктура - содержательные черта личности - направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные качества.
  Элементы личности, входящие в эту подструктуру входят элементы (черты) личности, не имеющие врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Она формируется путем воспитания. Это социально обусловленная подструктура, которая может быть названа направленностью личности, которая включает в себя такие формы, как влечения, желания интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности проявляют и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Пример свойств этой подструктуры - убежденность и заинтересованность.
  2 - подструктура опыта - объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологических, и даже генетически обусловленных свойств личности. Пример: начитанность и умелость.
  Нужно отметить, что элементы, входящие в эту подструктуру можно отнести сами по себе к свойствам личности. Так, например, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие - это ещё не свойство личности, а только кратковременный психический акт. Но их типичные для данного индивида проявления, также как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка - уже бесспорно свойство личности. Здесь заключается диалектика перехода количества в качество: кратковременный процесс - состояние - свойства. Формируется это подструктура посредством обучения.
  3 - индивидуальные особенности отдельных психических процессов психических процессов - памяти, ощущения, восприятия, мышления, воли.
  Пример: решительность, сообразительность.
  Формируется эта подструктура посредством упражнения.
  4 - биопсихическая подструктура - объединяет свойства темперамента или по Б.М.Теплову - типологические свойства личности. Пример: истощаемость и возбудимость.
  Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Корректируются черты, входящие в эту подструктуру путем тренировки, если эта корректировка вообще возможна.
  Часть свойств личности относится только к одной подструктуре, другие и их больше, находятся на пересечении подструктур и являются результатом их взаимосвязей. Музыкальность - взаимосвязь 2,3,4 подструктур, морально-воспитанная воля - 1 и 3.
  Рассматривая концепции и подходы различных авторов к проблеме структуры личности, Ананьев выделяет 4 основные стороны личности, которые в той или иной форме представлены в различных классификациях:
  1. биологически обусловленные особенности;
  2. особенности отдельных психических процессов;
  3. уровень подготовленности или опыт личности;
  4. социально-обусловленные качества личности.
  Ананьев указывает, что структура личности строится на двух принципах:
  1) субординационному или иерархическом - суть которого заключается в том, что более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
  2) координационному, который заключается в том, что взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих относительную автономию каждого из них.
  Итак, начиная с Рубинштейна психологи различных школ пытаются своё понимание структуры и личности и единого однозначного представления в настоящее время в психологии не существует. но вместе с тем, понятие структуры в психологии личности происходит из объективно существующего взаимодействия реально существующего психического феномена, взятого за целое (в частности, личности), а также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей.
  Существуют 2 методологические предпосылки, затрудняющие эвристическую постановку проблемы личности в современной психологии.
  Первая предпосылка заключается в отождествлении структуры личности со структурой того или иного физического объекта, например с анатомической структурой организма. Это ведет на путь атомарного анализа психики, в ходе которого предмет изучения разлагается на элементы, утрачивающие свойства, присущие этому предмету как целому. Яркими примерами этому являются концепции, в которых структура механически собирается из набора различных факторов (черт личности) или блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта, характера.
  Вторая предпосылка заключается в убеждении, что в каком, что в каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, установка, отношение, потребность, мотив, сконцентрированы все свойства личности. Тем самым неявно признается, что, характеризуя эти образования, дают характеристику личности.

Назад Содержание Вперед