4.2. Духовность Божества
Бог есть чистейший и всесовершеннейший личный Дух. Истина и духовность Божества с самого начала проповедовалась в Ветхом Завете. Не называя Бога прямо Духом, Ветхозаветное Откровение усвояет Богу все, что входит в понятие о Духе. Ему усвояются сознание, разум, воля — отличительные свойства духовно-личного бытия. Моисей называет Его «Боже, духов всякой плоти!» (Числ. 16 : 22), а о допотопном человечестве Сам Бог говорит: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6 : 3). Учение о Боге живом, духовном раскрывалось в Ветхом Завете путем сравнения Бога с миром, причем показывалось, что Бог — выше всего существующего. Правда, наряду с изображениями Бога бесконечным духом, в Ветхом Завете нередко усвояются Богу свойства телесной природы человека. Так, Он часто изображается как имеющий главу, лицо, уши, уста, ноги, руки; Ему приписываются состояния и действия человеческие: зрение, осязание, дыхание и т.д. Однако этим не ниспровергается учение Ветхого Завета о Боге, как высочайшем Духе. Этими человекообразными изображениями Бога в Ветхозаветном учении не вводится догматический антропоморфизм, то есть не усвояются Богу действительно члены тела, а только приписываются условно, и это делается потому, что образность есть природное свойство еврейской речи, а также и потому, что людям, облеченным плотию, невозможно выражать свою мысль о духовных предметах иначе, как только пользуясь образами, символами и подобиями.
В Новом Завете и учение о духовности Божества раскрывается уже без ветхозаветных антропоморфизмов. Здесь Бог прямо называется Духом. Спаситель в беседе с женою самарянкою сказал: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4 : 24). Наименование Бога Духом показывает, что Бог есть существо простое, невещественное, так как по словам Самого Спасителя, «дух плоти не имеет».
Указывая же на то, что близится время, когда поклонение Богу не будет привязано к какому-либо определенному месту, а будет повсеместным, Спаситель тем самым выражает ту мысль, что Бог есть Дух неограниченный. Апостол Павел говорит: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3 : 17). Соединением с мыслию о духе, мыслию о свободе показывается, что Бог по мысли апостола есть существо личное, свободноразумное. Та же мысль о духовности Божества выражается апостолом, когда он называет Бога «Отцом Духов» (Евр. 12 : 9), а также вообще в тех изречениях, в которых усвояются Ему разум, любовь и другие свойства духовно-разумного личного существа.
Понятие о Боге как о Духе весьма ценно в том отношении, что такое представление о Боге побуждает человека заключать, что цель его жизни также духовная, что она не исчерпывается только вещественными, плотскими заботами и интересами, а должна быть направлена к духовнонравственному совершенству.
Вот почему Церковь всегда решительно вооружалась против грубочувственных представлений о Боге. Так, например, было в IV веке, когда появилась ересь антропоморфитов (иначе авдиан), которые, опираясь на сказание Моисея о том, что человек создан по образу Божию, утверждали, что Бога нужно представлять во всем подобным человеку, не исключая и тела со всеми его органами и членами. Осуждая это учение, отцы Церкви разъясняли заблуждающимся, что Образ Божий нужно полагать не в теле человека, а в его душе, что человекообразные выражения Священного Писания следует понимать в богоприличном смысле, что учение антропоморфитов и само по себе полно несообразностей. Здравый разум также требует представлять Бога совершенным личным Духом. Вселенная есть творение Божие, обнаружение Его совершенства. Самым высшим творением в видимом мире является человек, существо разумное, личное и самостоятельное; существа вещественные, не имеющие сознания и разумности, занимают низшее место в лестнице бытия. Поэтому, возвышаясь к причине мира, мы необходимо должны признать, что этой причиной мог быть только верховный разум и, следовательно, личный Бог. Неразумная, слепая сила не может произвести разум, из бессознательного не может произойти сознание. С другой стороны, если исключить из понятия о Боге мысль о Нем, как о всесовершеннейшем Духе, то останется недостойное Бога представление о Нем, как о силе, хотя и всемогущей, но неразумной, слепой, чисто физической, превосходнее которой был бы человек, одаренный разумом. Законообразность мировых явлений, стройность и разумность мировой жизни также необходимо приводят к признанию в Существе, образовавшем мир, ясного сознания всего мирового строя и всех средств и способов, необходимых для достижения цели мирового развития.
Назад | Содержание | Вперед |