5.1. Основы технологизации регулирования рынка труда и занятости населения
Разработка и применение социальных технологий регулирования занятости населения являются важными направлениями воздействия на рынок труда в целях его оптимизации. В общем виде социальная технология - это определенный способ достижения экономических целей. Сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности. Операции разрабатываются заранее, сознательно и планомерно, причем разработка проводится на основе и с использованием научных методов. При разработке учитывается область, в которой осуществляется деятельность. Социальная технология выступает в двух формах: проект, содержащий процедуры и операции, и сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.
При этом социальные технологии можно рассматривать как особый вид социальной деятельности по трансляции и воспроизводству объективных отношений между людьми, их опыта, навыков, культуры, этнических норм. Они представляют собой стройную систему действий, поддающуюся тиражированию и многократному повторяющемуся применению.
Социальные технологии можно сгруппировать в соответствии со следующей трехуровневой системой классификации. По географическому признаку: глобальные технологии, применяемые в рамках отдельного государства, региональные. По характеру решаемых задач: универсальные и частные. В зависимости от объекта воздействия: технологии прошлого опыта, технологии социального прогнозирования и моделирования, технологии информационно-внедренческие, технологии обучающие.
Нами рассматриваются частичные технологии поиска стратегии управления и социально-экономического прогнозирования на региональном уровне.
Структура социальных технологий предполагает наличие:
а) заданного алгоритма;
б) стандарта деятельности;
в) последовательности операций;
г) содержания и логики решения конкретных задач.
Объект технологизации управления должен подчиняться логике технологического процесса и обладать необходимыми для этого признаками. На наш взгляд, технологизацией могут быть охвачены процессы регулирования рынка труда. Это экономикосоциальное явление имеет все необходимые условия для технологизации управления: обладает достаточной степенью сложности, известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования. Субъект управления этим явлением имеет возможность формировать реальные процессы на рынке труда и представлять их в виде показателей, операций, процедур.
Учитывая потребности в многоуровневом регулировании рынка труда, социальные технологии нами подразделяются на технологии регулирования рынка труда на макроуровне (стратегические, долгосрочные) и технологии оперативного регулирования (тактические, краткосрочные). Разрабатываемые социальные технологии регулирования рынка труда имеют региональное применение, а это обстоятельство задает дополнительные условия.
В процессе их разработки и внедрения мы имеем дело с особыми проявлениями социально-трудовых отношений, детерминированных разбалансированностью экономики, крайним напряжением в социальной сфере, характерными для исследуемого региона. Для достижения успеха при разработке и реализации региональных социальных технологий исключительно большое значение имеет их увязка с программой экономического и социального развития территории в рамках общероссийских аналогичных программ.
При рассмотрении особенностей рынка труда как важнейшего элемента устойчивого развития общества, действующих на нем субъектов, особенностей товара «рабочая сила», в соответствии с принятыми нами определениями понятий, можно считать сферами применения социальных технологий регулирования занятости населения взаимоотношениям между субъектами рынка в процессе определения количества и качества рабочих мест. Целью применения социальных технологий являются поддержание и повышение качества рабочей силы, оптимизация структуры рынка труда, создание условий для устойчивого развития Республики Бурятия.
Государственное регулирование на рынке труда необходимо и должно регламентироваться законодательством. Это обусловлено особенностями товара «рабочая сила». Отсутствие спроса на какие- то товары на товарном рынке ведет к снижению цены или прекращению их производства и в дальнейшем к замене их субинститутами. Отсутствие спроса на рабочую силу приводит к тяжелым социальным последствиям, поскольку в данном случае наемные работники лишаются единственного либо доминирующего источника средств к существованию, то есть в частном случае - поддержания в конкурентоспособном состоянии товара «рабочая сила» и воспроизводства ее в дальнейшем. При неуправляемом развитии процесса это грозит деградацией наемных работников, возникновением социальной напряженности, в конечном итоге ведет к разрушению экономических и общественных отношений и социальной катастрофе, что является недопустимым в обществе, взявшем курс на устойчивое развитие. Активная позиция государства в качестве партнера и посредника на рынке труда является необходимым условием для устойчивого развития общества.
Характер экономических, социальных, политических процессов, происходящих в обществе различных стран, даже среди наиболее промышленно развитых, отличается особенностями и своеобразием. Поскольку рынок труда включает не только экономические, но и юридические, социальные и даже психологические отношения и факторы. В разных странах они зарождались не одновременно и развивались разными темпами в зависимости от исторических условий становления и развития производства.Зарубежные исследователи выделяют три модели политики на рынке труда , исходя из признания тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и производительностью труда. При сокращении темпов экономического роста занятость в различной степени зависит от показателей производительности труда.
Первая модель характерна для США, где создается достаточное количество рабочих мест за счет снижения производительности труда для значительной части трудоспособных граждан, заведомо снижая их доходы. Эта модель инициирует появление обширного слоя «новых бедных» - работающих.
Вторая модель, присущая, в основном, Скандинавским странам, сориентирована на создание достаточного количества рабочих мест с удовлетворительными условиями труда и оплаты в государственном секторе или за счет государственного субсидирования. Она может быть реализована странами, имеющими высокий уровень государственного регулирования экономики, но таит опасность в случае истощения государственных субсидий, неминуемого и резкого сокращения рабочих мест и дестабилизации рынка труда.
Третья модель, которую называют европейской, основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и росте доходов работающих. Такая политика требует развития дорогостоящей системы социальной помощи для увеличивающегося количества безработных. Главная опасность реализации такой модели - длительная незанятость и общее снижение качества рабочей силы, непомерная ноша финансовых затрат на обслуживание безработицы.
Положение, складывающееся на рынке труда России, нельзя безоговорочно отнести ни к одной из перечисленных моделей. По сумме оценок и показателей его можно считать наиболее близким к первой модели.
Последствиями реализации этой модели могут стать снижение качества рабочей силы, усиление социальной напряженности. Важное место в концепции регулирования рынка труда, функционирующего по принципам, предусмотренным первой моделью, должны занимать аспекты воспроизводства рабочей силы, сочетающие использование механизма свободной рыночной конкуренции при формировании цены на рабочую силу с механизмом социальной защиты как незанятых, так и занятых наемных работников, но не получающих от продажи рабочей силы достаточных средств для комфортного существования и расширенного производства. Государство в данном случае берет на себя функции правового регулирования трудовых отношений и контроля за социальными процессами.
Регулирующее воздействие государства на рынке труда можно рассматривать в различных временных диапазонах. Самые простые и доступные пониманию большинства субъектов рынка труда - это оперативные действия государства по адаптации на рынке труда индивидов, оказавшихся незанятыми, создание условий для их информирования, обеспечение социальной поддержки, трудоустройство на имеющиеся рабочие места, создание рабочих мест в сфере малого бизнеса для временной и постоянной занятости, организация общественных работ, профессиональная подготовка молодежи, впервые ищущей работу, и переподготовка безработных, имеющих профессии, не востребованные на рынке, то есть действия по обслуживанию сложившейся безработицы.
Эти действия регламентированы федеральным законодательством, для исполнения именно этих функций создана и успешно действует служба занятости с широкой сетью центров от районного до федерального уровня. Их деятельность организована на основе утверждаемой правительством Программы содействия занятости населения, которая является технологией оперативного регулирования взаимоотношений между субъектами рынка труда со стороны государства и включает в себя все необходимые меры.
Оперативные меры воздействия государства на рынка труда, хотя и являются чрезвычайно важными, однако далеко не исчерпывают его важнейшие функции партнера и посредника.
Определяющими для состояния рынка труда, в конечном итоге, представляются неоперативные меры, которые могут быть успешны только в короткие промежутки времени. В длительной перспективе состояние рынка труда определяется стратегией государства в экономической, в том числе промышленной, и инвестиционной политике, из которой вытекают перспективные действия в области занятости населения.
Исходя из вышеизложенного следует считать, что поведение государства на рынке труда как важнейшего партнера должно строиться на основе выполнения комплекса целевых программ как стратегического, так и тактического (оперативного) уровня. Напряженность на рынке труда, а вместе с ней и социальноэкономическая неустойчивость общества, главным образом, зависят от соотношения спроса на рабочую силу и её предложения. Создание общественно необходимого количества рабочих мест посредством проведения целенаправленной инвестиционной, налоговой, кредитной политики - важнейшее условие сохранения стабильности на рынке труда и, следовательно, условие устойчивого развития общества. Программа создания рабочих мест является стержневым документом, обеспечивающим бесконфликтное экономическое и социальное развитие и должна лежать в основе стратегических планов государства. Так как процесс создания рабочих мест есть часть процесса социального и экономического развития общества, он не может быть органически связан со стратегическими планами развития экономик, социальной сферы, политической системы.
Назад | Содержание | Вперед |