3. Малая группа, ее свойства и особенности

  Малая группа, ее свойства и особенности. Проблема малой группы является традиционной для социологии и социальной психологии. Каждый человек с первых дней своей жизни связан с определенными малыми группами, в которых он получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
  Существует большое количество определений малой группы. Согласно одному из них, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Определение фиксирует основные признаки малой группы и выделяет специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: непосредственные личные контакты между всеми членами группы.
  Относительно количественных признаков малой группы в науке нет единого мнения. Одни считают ее нижней границей двух человек, другие полагают, что малая группа возникает только при наличии трех человек. То же самое наблюдается относительно верхней границы: она варьируется от семи до сорока участников. В действительности эти разногласия не существенны, ибо исследование малой группы осуществляется на основе реально сложившихся непосредственных отношений на основе совместной деятельности, и поэтому изучается именно эта общность, независимо от ее количественных границ.
  При изучении реальной малой группы большое значение имеет композиция и структура. Композиция малой группы, ее реальный состав, может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. То же самое можно сказать и относительно структуры группы. Выделяют несколько моделей структуры: структуру межличностных отношений, структуру власти, структуру коммуникаций и т.п. Структура межличностных отношений предполагает выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена: его статус, т.е. позиция в системе групповых отношений; его роль в соответствие с этим статусом; а также система групповых ожиданий относительно поведения данного члена группы. Это последнее означает, что каждый участник группы не просто выполняет свои функции, его поведение оценивается остальными участниками группы. Через систему ожидаемых образцов поведения группа контролирует деятельность каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его реальным поведением. Для уменьшения этого расхождения в группе формируются важные образования: групповые нормы и групповые санкции.
  Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой установления, модели, эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом и его отдельных групп. В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой и которым должно соответствовать поведение ее участников, чтобы их пребывание в группе было возможным. Нормы группы основываются на определенной системе групповых ценностей, т.е. должны получить обоснование как значимые для группы и для ее отдельных участников. Групповые ценности складываются благодаря выработке определенного отношения к социальным явлениям, обусловленного реальным местом этой группы в обществе, ее опытом и целями.
  Групповые санкции выступают как механизм поддержания поведения членов группы в рамках соответствующих групповых норм. Они могут быть поощрительными и запретительными. Существует определенная зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением групповых норм. Как правило, люди с высоким статусом в большей степени стремятся соответствовать нормам, но им легче прощаются и нарушения.
  Структура власти в малой группе означает не формы политической власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Существуют различные формы групповой власти: награждающая, принуждающая, экспертная (опирающаяся на особые знания).
  Структура коммуникаций представляет собой различные способы распространения информации в группе, которые называются коммуникативными сетями. Например, модель «колесо» считается наиболее центрированной, т. к. информация здесь передается только через лидера. Для некоторых задач это необходимо, для других наиболее приемлемы другие модели («цепь», «игрек», «круг»).
  Кроме групповых структур важное место занимает изучение групповых процессов. С одной стороны, групповые процессы характеризуют функционирование группы в каждый данный момент (это называют групповой динамикой), с другой стороны, - изменения в группе по мере ее существования, т.е. развитие группы.
  Классификация малых групп осуществляется по различным основаниям: времени существования (кратковременные и долговременные); степени контакта (первичные и вторичные); источникам формирования группы (формальные и неформальные).
  Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи возникают, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Благодаря связи со значимыми для него людьми индивид получает надежность, любовь, признание, личную значимость.
  Инструментальные связи образуются в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели. Иногда эти связи могут предполагать сотрудничество с врагами, но чаще человек сотрудничает для достижения определенной цели, не придавая этим связям дополнительного значения.
  В соответствии с этими критериями выделяют два типа групп - первичные и вторичные. Первичная группа характеризуется непосредственными, личными, эмоциональными связями. Вторичная группа объединяет людей, связанных безличными, деловыми отношениями. В них преобладают инструментальные связи, здесь индивида рассматривают как средство достижения коллективных целей. Первичные группы играют решающую роль в процессе социализации индивида, обеспечивая эффективный социальный контроль. Они выступают связующим звеном между личностью и большими группами, отдельным человеком и обществом в целом. Первичная группа создает ту среду, в которой происходит удовлетворение личных потребностей индивида. Прочность первичных связей оказывает воздействие на функционирование как самих первичных групп, так и больших групп, частью которых они являются.
  Динамика малой группы включает процесс образования группы, процессы группового давления, групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений. Все эти процессы влияют на такой показатель как эффективность группы. Образование малой группы определяется как внешними факторами (потребностью общественного разделения труда и иными процессами функционирования общества), так и внутренними (самосохранение группы), а также разнообразными потребностями самого индивида.
  Особенно следует остановиться на феномене группового давления, или конформизме. Выделяют конформизм внешний, когда под давлением большинства группы индивид изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, остается при своем мнении. Внутренний конформизм проявляется индивидом, когда он доверяет определенной информации и демонстрирует свое полное согласие.
  Второй стороной проблемы формирования группы является проблема групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей. Сплоченность отличается от групповой совместимости, которая означает, что данный состав группы позволяет обеспечить выполнение необходимых функций. Сплоченность означает, что группа интегрирована наилучшим образом и в ней создан такой уровень отношений, при котором все участники разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.
  Сплоченность также обусловлена межличностной аттракцией. Причины взаимной симпатии могут быть вызваны частотой взаимодействия, его кооперативным характером, демократическим стилем руководства, угрозой со стороны других групп, успехом групповой деятельности, сходством ценностей и ожиданий у членов группы, привлекательностью группы для индивида и удовлетворенностью отношениями в ней и т. п. Возникшая на основе аттракции сплоченность, в свою очередь, приводит к повышению продуктивности деятельности группы.
  Возникнув благодаря внешним обстоятельствам, малая группа переживает длительный процесс своего становления в качестве психологической общности. В ходе этого процесса группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности предметной деятельности группы все более разделяются отдельными участниками не потому. Эта деятельность становится такой значимой для каждого участника, что он принимает ее ценности не под влиянием группового давления, а самим фактом своего полного включения в нее.
  При характеристике динамических процессов в группе возникают вопросы об организации и управлении групповыми процессами. Проблема лидерства и руководства является одной из важнейших проблем групповой деятельности. Различают понятия лидера и руководителя. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений, а руководитель - регуляцию официальных отношений как некоторой социальной организации; лидерство возникает стихийно в условиях микросреды, руководитель обычно назначается сверху и выступает как элемент макросреды. Процесс принятия решений руководителем более сложен, чем решения лидера, у лидера меньше устойчивых способов воздействия. Тем не менее лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем.
  Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретных задач. Он демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния на поведение других. Мера притязаний лидера и мера готовности членов группы принять ведущую роль могут не совпадать. Следовательно, при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Феномен лидерства возникает как благодаря личностным качествам, так и в результате групповой деятельности, ситуаций внутригруппового развития.
  Стиль лидерства может значительно влиять на групповые процессы, он обусловлен личностными свойствами и объективными обстоятельствами. Называют такие типы лидеров как лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Стиль лидерства определяют по содержанию решений и технике (приемы и способы) осуществления этих решений. С учетом этого выделяют авторитарный, демократический и попустительский стили.

Литература

  Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991.
  Волчкова Л.И., Беляева Л. А. В поисках среднего класса//Социс. 1999. №7.
  Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс. 1999. № 10.
  Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социс. 1999. № 9.
  Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. - М., 2000.
  Заславская Т.И Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социс. 1995. № 3.
  Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994.
  Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие для вузов. - Екатеринбург, 1998.
  Мертон Р.К. Референтная группа и социальная структура. - М., 1991.
  Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М., 1995.
  Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
  Социология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1998.
  Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. - М., 1994.

Контрольные вопросы и проблемные задания

  1. Что такое социальная группа, каковы ее основные характеристики?
  2. «Ин-группа» и «аут-группа»: проблема идентичности
  3. Раскройте основные характеристики большой социальной группы
  4. Особенности класса как большой социальной группы
  5. Этнические группы и их свойства
  6. Проблемы взаимоотношений между нациями в современной России
  7. Каковы особенности стихийных групп и массовых движений?
  8. Перечислите основные характеристики малой группы
  9. Покажите динамику малой группы
  10. Что такое лидерство?

Тест

  1. Значимый круг общения, на который ориентируется индивид:
  а) группа членства
  б) «аут-группа»
  в) референтная группа
  2. К характерным особенностям больших групп относятся:
  а) нравы
  б) обычаи
  в) традиции
  г) все вышеперечисленное
  3. Большая группа людей, связанных общностью социального положения:
  а) класс
  б) нация
  в) толпа
  4. Предпочтение своей этнической группы порождает такое явление, как:
  а) патриотизм
  б) национализм
  в) этноцентризм
  5. К стихийным социальным группам можно отнести:
  а) толпу
  б) нацию
  в) молодежь
  6. Особенностями толпы выступают:
  а) анонимность
  б) повышенная внушаемость
  в) повышенная эмоциональность
  г) все вышеперечисленное
  7. Важнейшей особенностью малой группы является:
  а) сходство социального положения
  б) единство взглядов
  в) непосредственное личное общение
  8. Динамика малой группы проявляется в следующих процессах:
  а) групповое давление
  б) конфликт
  в) лидерство
  9. Групповая сплоченность может быть обусловлена:
  а) сходством потребностей
  б) отсутствием конфликтов
  в) межличностной аттракцией
  10. Лидером может быть назван член группы, который осуществляет:
  а) регуляцию межличностных отношений
  б) регуляцию деловых, официальных отношений
  в) подчинение остальных членов группы

Назад Содержание Вперед