1.3.4. Фаза введения ориентировочных основ (ФВОО)
Цель: — подготовить участников группы к переобучению новым правилам поведения;— запрограммировать сознание участников группы на правила оптимального поведения.
Задачи:
1. вернуть всем участникам группы уверенность в себе,
2. собрать все установки членов группы воедино,
3. ввести в сознание участников группы новые правила поведения,
4. поднять уровень саморегуляции поведения с импульсивного до сознательно контролируемого проявления нового поведения.
Характеристики ФВОО:
1. появляется желание научиться вести себя по-другому;
2. преобладает желание продолжить тренинг с учетом ошибок и разочарований;
3. группа вновь обретает своё лицо и переходит на 3 этап развития — дифференциации групповой структуры и возникновения новой иерархии.
ФВОО — кульминационный момент СПТ поведения, так как происходит переход с импульсивного поведения на рациональное, которое задается предлагаемыми тренером правилами.
При этом чем лучше удалась лабилизация, тем выше позитивный эффект тренинга. Начало ФВОО — это сообщение группе моделей и правил поведения, которыми она должна овладеть и по которым она будет работать. Можно в устной форме, можно в письменной форме.
Ориентировочные основы — это правила поведения, модели поведения, которые необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге. В каждом упражнении есть психологическая основа, которая раскрывается тренером в начале упражнения в виде информирования или в конце упражнения в ходе обсуждения (рефлексии).
Введение новых правил поведения происходит после фазы лабилизации, когда участники группы осознали неадекватность привычных приемов поведения, и вследствие этого личность «размята» и психологически готова к восприятию новых моделей поведения.
Типы ориентировочных основ (упражнений в тренинге) :
1. Демонстрируется образец поведения, которое считается правильным или целесообразным, но не указываются условия и границы правильного поведения.
2. Демонстрируется образец правильного поведения и одновременно оговариваются границы правильного поведения. Упражнение повторяется с последующей критической оценкой.
Фаза введения ориентировочных основ должна протекать на 2-3ий день тренинга, так как нужно достаточное количество времени для последующей работы. Лучше начать ФВОО с игры. Далее наступает фаза овладения приемами поведения.
Фазы ФВОО и ФОПП постоянно чередуются, дополняются, слиты.
Назад | Содержание | Вперед |