3.5. Культура Руси периода раздробленности (XII-XIII вв.)
Переход к раздробленности означал не только дальнейшее развитие старых культурных центров (Киева и Новгорода), но и возникновение новых. Это отчетливо проявилось в летописании. С начала XII в. возникает летописная традиция в Ростово-Суздальской земле. В 1177 г. там был составлен Владимирский летописный свод. В Галицко-Волынской земле при князе Данииле Романовиче возникает княжеское летописание.
Ярким памятником русской литературы периода раздробленности является «Слово о полку Иго- реве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В данном произведении четко прослеживается стремление автора к единению русских земель.
Одно из самых талантливых произведений XII-XIII вв. - дошедшее до нас в двух основных редакциях «Моление» или «Слово» Даниила Заточника. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.
Новая тема вошла в русскую письменность с Батыевым нашествием. Страшное бедствие, постигшее русские земли, описывается в «Слове о погибели русской земли» и в «Повести о разорении Рязани Батыем», авторы которых призывают к активному сопротивлению захватчикам и воспевают подвиги защитников русских городов.
В XII-XIII вв. на Руси было создано много выдающихся произведений архитектуры. Особенно интересные постройки сохранились в Новгороде Великом и Владимиро-Суздальской земле.
Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм, скупость в украшениях. Из памятников начала XII в. выделяются прежде всего работы мастера Петра, воздвигшего соборы в Антониеве и Юрьеве монастырях. Ему же приписывается создание по заказу Мстислава Великого церкви Николы на Ярославовом дворище. Значительно менее монументальна, но столь же строга последняя из княжеских церквей, построенная в Новгороде, церковь Спаса на Нередице (1198), сравнительно скромный и изящный храм (была уничтожена гитлеровцами во время Великой Отечественной войны).
Иной характер носило каменное зодчество во Владимиро-Суздальской земле. Прежде всего оно отличалось по материалу. Большинство новгородских храмов построено из кирпича, а во ВладимироСуздальской земле основным строительным материалом был местный белый камень-известняк. Он вырубался блоком 50х50х50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в обработке, сооружения из него обычно имели большое число декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатый декор зданий. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий посередине здания.
Из памятников Владимиро-Суздальской земли нужно отметить Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове - одного из немногих светских каменных зданий, церковь Покрова на Нерли, соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.
Процесс интенсивного культурного подъема, развития местных культурных центров был насильственно прерван Батыевым нашествием.
Назад | Содержание | Вперед |