5.1. Понятия и основные положения теории коммуникативной компетентности

  Коммуникативная компетенция - это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
  Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.
  Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А.А. Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
  В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность - это «...ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на:
  • знаниях и чувственном опыте индивида;
  • способность эффективно взаимодействовать с окружающими,
  • благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды» [1 - 3]
  В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, И.Н. Зотова делает вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:
  - коммуникативные знания;
  - коммуникативные умения;
  - коммуникативные способности [4, С.109].
  Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие - не эффективны.
  Коммуникативные умения:
  - умение организовывать текст сообщения в адекватную форму,
  - речевые умения,
  - умение гармонизировать внешние и внутренние проявления,
  - умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.
  Выделяются группа интерактивных умений:
  - умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу,
  - умение самоконтроля и саморегуляции,
  - умение организовывать сотрудничество,
  - умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета,
  - умения активного слушания.
  Группа социально-перцептивных умений:
  - умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении,
  - умение распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения,
  - умение составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
  Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.
  В работах других исследователей вышеуказанные компоненты и составляющие коммуникативной компетентности рассматриваются в отдельности. Так же есть исследования, где составляющие коммуникативной компетентности рассматриваются под другим углом.
  Исследуя понятие коммуникативной компетентности, В.А. Лабунская выделяет в нем три составляющие:
  - точность (правильность) восприятия других людей;
  - развитость невербальных средств общения;
  - владение устной и письменной речью [5].
  Ю.Н. Емельянов считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств:
  - способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли;
  - способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях,
  - умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;
  - способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми;
  - осознание своих ценностных ориентаций, потребностей;
  - техники работы с людьми;
  - перцептивные возможности [6].
  Некоторые авторы считают, что основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Например, С. А. Езова считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества:
  • а) в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия;
  • б) в выстраивании отношений;
  • в) в выборе тактики поведения;
  • г) в формах общения с партнером [7].
  По мнению Е.В. Руденского коммуникативная компетентность складывается из способностей:
  - давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  - социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  - осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
  Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок, под которыми автор понимает своеобразную программу поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно­тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия [8].
  Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Назад Содержание Вперед