5.1. Понятия и основные положения теории коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетенция - это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А.А. Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность - это «...ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на:
• знаниях и чувственном опыте индивида;
• способность эффективно взаимодействовать с окружающими,
• благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды» [1 - 3]
В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, И.Н. Зотова делает вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:
- коммуникативные знания;
- коммуникативные умения;
- коммуникативные способности [4, С.109].
Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие - не эффективны.
Коммуникативные умения:
- умение организовывать текст сообщения в адекватную форму,
- речевые умения,
- умение гармонизировать внешние и внутренние проявления,
- умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.
Выделяются группа интерактивных умений:
- умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу,
- умение самоконтроля и саморегуляции,
- умение организовывать сотрудничество,
- умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета,
- умения активного слушания.
Группа социально-перцептивных умений:
- умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении,
- умение распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения,
- умение составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.
В работах других исследователей вышеуказанные компоненты и составляющие коммуникативной компетентности рассматриваются в отдельности. Так же есть исследования, где составляющие коммуникативной компетентности рассматриваются под другим углом.
Исследуя понятие коммуникативной компетентности, В.А. Лабунская выделяет в нем три составляющие:
- точность (правильность) восприятия других людей;
- развитость невербальных средств общения;
- владение устной и письменной речью [5].
Ю.Н. Емельянов считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств:
- способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли;
- способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях,
- умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;
- способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми;
- осознание своих ценностных ориентаций, потребностей;
- техники работы с людьми;
- перцептивные возможности [6].
Некоторые авторы считают, что основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Например, С. А. Езова считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества:
• а) в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия;
• б) в выстраивании отношений;
• в) в выборе тактики поведения;
• г) в формах общения с партнером [7].
По мнению Е.В. Руденского коммуникативная компетентность складывается из способностей:
- давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
- социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
- осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок, под которыми автор понимает своеобразную программу поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметнотематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия [8].
Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Назад | Содержание | Вперед |