4.4. Социально-педагогические методы профилактики
Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Три уровня социальной профилактики:
- общесоциальный (общая профилактика) - предусматривает деятельность государства, общества, институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п.
- специальный (социально-педагогическая профилактика) - целенаправленное воздействие на негативные факторы связанные с отдельными видами отклонений или проблем.
- индивидуальный (индивидуальная профилактика) - профилактическая деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.
Одним из направлений деятельности социального педагога является профилактика дезадаптивного поведения (процесс приспособления личности к меняющимся условиям).
Выделяют два вида дезадаптивного поведения: поведение агрессивного типа и бегство от ситуации. В своей профессиональной деятельности социальный педагог осуществляет профилактику, как школьной дезадаптации, так и социальной.
Основные направления работы социального педагога по профилактике дезадаптивного поведения могут заключаться в следующем:
- раннее выявление детей группы риска;
- консультативно - разъяснительная работа с родителями и педагогами;
- мобилизация воспитательного потенциала среды;
- работа с референтной группой;
- социально - педагогический патронаж дезадаптированного несовершеннолетнего;
- привлечение необходимых специалистов.
Социально - педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных социально одобряемых видов их активности. В качестве примера представляем реализацию Программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ в ГОУ СОШ №1253 г. Москвы (http://www.school1253.ru/vospit/p8aa1.html).
Список рекомендованной литературы
1. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2007. - 266 с
2. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. Н. Алмазов [и др.] ; ред.: М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев. - М: Академия, 2007. - 191 с.
3. Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Ю. В. Василькова. - М.: Академия, 2009. - 159 с.
4. Педагогическая технология [Текст] : учеб. пособие для студ. и преп., учителей / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 223 с.
5. Педагогика [Текст] : учебник для студ. пед. учеб. заведений / ред. П. И. Пидкасистый. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 608 с.
6. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
7. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб. пособие для средних пед. учеб. заведений [Гриф Минобразования РФ] / Л. И. Аксенова. - М. : Академия, 2006. - 192 с.8. Справочная книга социального педагога [Текст]: справочное издание / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2008. - 480 с.
9. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
Назад | Содержание | Вперед |