§ 1.4.2. Социальный возраст старости
Социальный возраст старости коррелируется средней продолжительностью жизни в определенной стране и в определенном временном отрезке. В Замбии, Мали, Афганистане, где средняя продолжительность жизни 43-44 года, старики «моложе», чем в Японии, Канаде, Швейцарии. В.И. Ленин в одном из писем Инессе Арманд называет себя стариком, ему тогда было 50 лет. Навряд ли кто-то из сегодняшних пятидесятилетних так отзовется о себе в письме к женщине, к которой обращается не иначе как — «диа френд». Но в это время в России мужчин такого возраста было менее 10 %, и, наверное, все они считали себя стариками.
Средняя продолжительность жизни указывает на продолжительность жизни всего населения. В различных социальных группах она может быть и выше, и ниже. Но общий рост этой величины изменяется в сторону ее увеличения для каждой социальной группы. Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, принимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Первые цари из семейства Романовых прожили в XVII веке в среднем — 41 год, наследники в следующем веке — 46 лет, а в XIX веке средняя продолжительность царской жизни составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина II и Александр II праздновали свое 60-летие. Екатерина умерла в 67 лет, Александр II был убит в 63 года. Среди соратников Сталина и Брежнева (тоже из числа тех, кто умер естественной смертью) никто не ушел из жизни, раньше 70 лет, а некоторые (Молотов, Маленков, Каганович, Суслов) даже стали долгожителями.
В истории старости отношение «старики и власть», на первый взгляд, выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций древности, при невысокой продолжительности жизни, геронтократия была мировым универсалием, власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда же продолжительность жизни значительно выросла и многие страны стали называться «седым обществом», во властную элиту пришли молодые люди.
В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета старейших — «герусии», а члены такого совета именовались «геронтами», что в буквальном переводе означает «старец». В трагедиях Гомера, Софокла старики предстают с почти божественными нимбами. Гомер в «Илиаде» дает такую характеристику старцу-властителю: «Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..».
В утопии Платона, в идеальном государстве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природными задатками. Геронтократическую (от греческих слов — старец и власть) традицию Платон обосновывает в «Государстве», «Законах», «Политике», «Письмах». У него старость олицетворяет совершенство человека. Старый человек умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее, присущая его возрасту умеренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Платона старик — хранитель законов, традиций, истории. К. Маркс доказывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымысел философа, спекулятивно построенная идеальная модель, его источником были наблюдения над общественным строем современного Платону Египта, сделанные им во время пребывания там.
Из философского трактата Цицерона «Беседа о старости», который написан в форме диалога славного римского гражданина Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем, как Катон упрекает молодежь в бездеятельности, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой создать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Цицерон утверждает, что к управлению страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знание жизни явятся лучшим залогом процветания государства.
Призывом почитания предков — живых и умерших — буквально пронизано учение Конфуция, которое на долгие века стало своеобразной религией для Китая и распространилось в соседние страны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении занимает концепция «сяо», поучающая сыновей почтительности, уважению к родителям и к старшим вообще. Конфуций считал сяо самым эффективным методом управления страной, потому что страна — это большая семья.
В древней Руси не знали конфуцианства и не руководствовались им, однако как схожи семейная мораль, установки на почитание родителей и старших с идеями Конфуция. А поклонение царю-батюшке и сам механизм передачи царской власти от отца к сыну?
Не следует забывать, что античные старейшины на много лет моложе наших пенсионеров. Лион Фейхтвангер в своем последнем романе «Иеффай и его дочь», описывая Израиль между 1300 и 1000 годами до нашей эры, рассказывает о суде старейшин — высшем органе власти. Он замечает при этом: «Большинство этих старейшин были, впрочем, не стары; уже тот, кому перевалило за тридцать, должен был отпускать себе бороду, чтобы стать «бородачом», «старейшиной».
Но всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жизненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во властную элиту. Власть измерялась не длиной седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился властителем дум.
Назад | Содержание | Вперед |