§ 3.1. Правовой режим исключительной экономической зоны Российской Федерации
Понятие исключительной экономической зоны государства и ее правовой режим впервые были установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Правовой режим исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикция России в ее исключительной экономической зоне, права и обязанности пользователей ресурсов исключительной экономической зоны регулируются общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “ Об исключительной экономической зоне Российской Федерации и другими нормативными актами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней.
Исключительная экономическая зона Российской Федерации, в соответствии с нормами международного права и российским законодательством, определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ “ Об исключительной экономической зоне РФ”, международными договорами России и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В исключительной экономической зоне Российская Федерация осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения природных ресурсов и управления ими, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны. К природным ресурсам исключительной экономической зоны РФ относятся живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. Природные ресурсы исключительной экономической зоны РФ находятся в ведении России. Регулирование деятельности по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства РФ;
2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к “ сидячим видам” морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, промысел живых организмов, относящихся к “сидячим видам”, производятся в соответствии с ФЗ РФ “ О континентальном шельфе РФ”, ФЗ РФ “ О недрах”, другими нормативными актами горного законодательства;
3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы осуществляются в соответствии с ФЗ РФ “О континентальном шельфе РФ”;
4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с ФЗ РФ “О континентальном шельфе РФ”;
5) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды от загрязнения; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов РФ, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с ФЗ РФ “ О континентальном шельфе РФ”.
6) другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами РФ.
В исключительной экономической зоне Российской Федерации, как и любого иного государства, все другие государства пользуются свободами судоходства и полетов. Российская Федерация при осуществлении суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне не вправе препятствовать осуществлению судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другим правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанным с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов. Перечисленные права и свободы могут реализовываться в исключительной экономической зоне Российской Федерации другими государствами при условии соблюдения ими российского законодательства, международных договоров РФ, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны.
Назад | Содержание | Вперед |