2. Правовые вопросы в социальной работе с молодежью
В последние годы принимались меры социальной поддержки молодежи, в том числе в области совершенствования законодательства по защите социальных прав, реализации установленных гарантий поддержки. Получили развитие новые методы социальной поддержки, расширился спектр предоставляемых социальных услуг.
Однако новая система социальных гарантий и механизмы их реализации не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту в ситуациях социального риска. Усилия были направлены в основном на поддержку молодых, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации, меры профилактики социальных рисков развивались недостаточно.
В целом по многим показателям условия жизнедеятельности молодежи остаются неблагополучными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения страны и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этих ситуаций.
Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных обьединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому человеку стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субьектов РФ по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях:
- значительной безработицы среди молодежи (в 1996 г. — 35,5 % от зарегистрированных безработных).
- криминализации молодежной среды (50 % общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди от 14 до 30 лет).
- ограниченности средств федерального бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики.
В рамках проведения в 1995-96 гг. программных мероприятий федеральными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи субьектов РФ при основном финансовом обеспечении за счет средств местных бюджетов были основаны и заложены организационные основы государственной молодежной политики.
В сфере законодательно-нормативного обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских обьединений», Указ Президента РФ от 16.05.96 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных обьединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», Постановление Правительства РФ от 03.04.96 № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ». В ряде субьектов РФ приняты законы, регулирующие вопросы молодежной политики.
Государственная молодежная политика осуществляется: государственными органами и их должностными лицами; молодежными обьединениями, их ассоциациями; молодыми гражданами.
Система формирования и реализации государственной молодежной политики включает:
- специальное законодательство о государственной молодежной политике;
- государственное регулирование молодежной политики;
- плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.
Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном. Направлена эта политика в первую очередь на создание для молодежи благоприятных условий для производственной деятельности, позволяющей реализовывать ее трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального питания, жилищнобытового устройства, обучения и др. Вместе с тем требуются субсидии (государственные, общественных организаций, фондов...) для помощи наименее защищенным группам молодежи (инвалидам, сиротам).
Государственная молодежная политика в РФ основывается на следующих принципах:
1. Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики.
2. Привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом.
3. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.
4. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профподготовке, обьем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.
5. Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Целями государственной молодежной политики являются:
1. Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи.
2. Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста.
3. Создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
4. Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.
5. Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития молодежи и всего общества.
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления РФ. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям. Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- обеспечение в сфере гарантий труда и занятости молодежи;
- содействие предпринимательской деятельности молодежи;
- государственная поддержка молодой семьи;
- гарантированное предоставление социальных услуг;
- поддержка талантливой молодежи;
- формирование условий, направленнных на физическое и духовное развитие молодежи;
- поддержка деятельности молодежных и детских учреждений;
- содействие международным молодежным обменам.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ МОЛОДЕЖИ
Государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социальноэкономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и другими законодательными актами, действующими на территории РФ.
Соблюдение прав молодых граждан будет обеспечиваться через недопущение введения каких-либо органичений прав и свобод, в зависимости от возраста, а равно возложения на них дополнительных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан иного возраста иначе как в установленном законом порядке: признание недействительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия любых подзаконных актов, ограничивающих объем прав, предоставляемых законом молодым гражданам, с возмещением виновной стороной материального и морального ущерба, причиненного молодым гражданам, проведение дознания, следствия и судопроизводства по делам несовершеннолетних с соблюдением обусловленных возрастными особенностями несовершеннолетних специальными требованиями к процедуре дознания и следствия, составу дознавателей и следователей, а также отправлению правосудия и составу суда, осуществление мер, направленных на профилактику безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних и создание в этих целях соответствующих структур по защите их прав в системе органов исполнительной власти всех уровней.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
Главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышении квалификации и переподготовки кадров. В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры и средства:
- учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной занятости;
- использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
- установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений, подростков, оставивших учебу, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, молодых граждан особонуждающихся в поддержке при поиске работы и др.;
- законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;
- осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.
СОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчения стартовых усилий вхождения молодых граждан в рыночные отношения необходимо осуществить меры по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе, прежде всего, в сфере производства товаров и услуг.
Система таких мер предполагает:
- установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;
- предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска;
- выдачу поручительств и гарантий;
- финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
- освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими государственными органами;
- предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также на расширение возможностей самообеспечения молодежи.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Оказывая поддержку молодой семье, государство исходит из того, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий семьи, от окружающей ее природной и культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов РФ, физическое и духовное здоровье будущих поколений.
С этой целью предполагается:
- предусмотреть для молодых семей льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при предоставлении долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилых домов (отдельных квартир), для уплаты вступительных взносов в жилищно-строительные кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов обихода длительного пользования, внесение платы за обучение (переподготовку) в учебных заведениях на коммерческой основе и на другие цели;
- законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости от числа родившихся, усыновленных, взятых под опеку, на попечительство детей;
- установить льготный порядок получения молодыми семьями земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также землепользования;
- работать и осуществить государственные программы поддержки молодых семей, предусматривающие меры по решению острых бытовых проблем таких семей, прежде всего, в период строительства и приобретения собственного жилья, а также по расширению ассортимента оборудования, предметов домашнего обихода, спортивного, туристического снаряжения, предоставляемых молодым семьям по льготным ценам в порядке проката или лизинга.
ГАРАНТИРОВАННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Деятельность в этой области в ближайшей перспективе будет сосредоточена на установлении системы социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный минимальный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению, воспитанию, физическому или духовному развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке.
В этих целях:
- разрабатываются и осуществляются образовательные и культурно-просветительные программы;
- формируются и эффективно эксплуатируются оздоровительные комплексы;
- разрабатываются градостроительные решения, формирующие жизненную среду, отвечающую потребностям молодежи, а также меры, обеспечивающие доступность и удобство в пользовании спортивными, культурными и другими объектами;
- создаются учреждения социальной службы, специально предназначенные для работы с несовершеннолетними и молодежью (социальная служба для молодежи). Такая служба будет направлена на: содействие в информационных потребностях молодых людей; оказание психологической, педагогической, юридической и наркологической помощи; проведение реабилитационных мероприятий в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма; патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг и помощи. При этом приоритет будет отдаваться программам и проектам в области социальной службы, выдвигаемым на конкурсной основе общественными и религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, отдельными гражданами; будет поддерживаться гражданская добровольная служба молодежи, в том числе осуществляемая в порядке альтернативной (вневойсковой) службы лиц призывного возраста;
- оказывается материальная поддержка юридическим лицам, осуществляющим деятельность по безвозмездному (льготному) обеспечению молодежи социальными услугами, в том числе путем установления льготного правового режима их деятельности, используются методы государственного экономического регулирования, стимулирующие направление инвестиций на создание условий для социального становления и развития молодежи.
ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
Государство исходит из особого общественного значения одаренной личности и стремится к тому, чтобы меры поддержки молодых талантов не вели к искажению естественных социокультурных процессов. Ключевым фактором по осуществлению мер по созданию более приемлемых условий для творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала общества.
Помимо вышесказанного была принята Президентская программа «Молодежь России», которая была одобрена Указом Президента РФ от 15.09.94 № 1922 и утверждена Постановлением Правительства РФ от 25.11.94 № 1279, она была направлена на формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных обьединений, движений и инициатив.
Общая стратегия реализации программы «Молодежь России», предусматривающая осуществление мероприятий в условиях оптимального и стабильного финансирования, оказалась нарушенной. Сдерживающее влияние на реализацию этой программы оказали: недостаточно разработанная законодательно нормативная база государственной молодежной политики как на государственном, так и на региональном уровнях; отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в субъектах РФ; сложность в организационном, материально техническом и кадровом обеспечении.
Особенно негативное влияние на ход реализации программы оказало нестабильное и недостаточное финансирование. В процентном отношении фактическое финансирование составило 65 % предусматриваемых бюджетных ассигнований (от расчетной потребности 15 %).
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «МОЛОДЕЖЬ РОССИИ» (1998-2000 ГГ.)
Основной целью программы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
- формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;
- дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;
- формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи:
- Методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи.
- Развитие и подддержка различных форм воспитания.
- Научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое обеспечение, укрепление и финансовая поддержка обьединений и организаций, ведущих работу в данном направлении.
- Работа со средствами массовой информации.
- Организация и проведение международных, общероссийских и межрегиональных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры.
2. Решение социально-экономических проблем молодежи:
- Пути решения жилищной проблемы молодежи. Формирование законодательно-нормативных основ государственной жилищной молодежной политики, проведение научных исследований в этой области. Разработка и поэтапное внедрение различных форм государственной поддержки и стимулирование строительства экономичного жилья для молодежи и молодых семей путем предоставления субсидий, ссуд, долгосрочных кредитов, привлечения внебюджетных источников финасирования. Поддержка инициатив молодежи, организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи.
- Социально-экономическая поддержка молодой семьи. Создание необходимых условий для обеспечения социальноэкономической поддержки молодой семьи, адаптация ее в условиях перехода к рыночной экономике. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудоустройству и переквалификации.
- Содействие молодежному предпринимательству.
- Поэтапное развитие комплексной системы организаций, оказывающих содействие молодому предпринимательству (региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и т. д.). Государственная поддержка и стимулирование предпринимательства молодежи в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению.
- Решение вопросов занятости молодежи. Организация сезонной занятости учащихся и студентов, в том числе через систему общественных работ, восстановление системы студенческих отрядов и координация их деятельности, завершение формирования общероссийской системы молодежных бирж труда и центров занятости молодежи в целях содействия трудоустройству молодежи на постоянную и временную работу, обеспечения вторичной занятости.
3. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи:
- Поддержка талантливой молодежи. Выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию, содействие в интеллектуальном развитии.
- Развитие художественного творчества молодежи. Воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры, участии в культурной жизни общества. Проведение молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам искусства.
- Поддержка массового детского и молодежного спорта. Воспитание у молодого поколения потребности к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни. Содействие проведению массовых детских и юношеских спортивных соревнований.
- Международное молодежное сотрудничество. Вовлечение российской молодежи в систему международных молодежных обменов. Обмен представителями детских и молодежных организаций с целью изучения и реализации международных проектов и программ. Налаживание прямых партнерских связей между молодежными организациями РФ и зарубежных стран.
- Государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций. Создание условий для самореализации молодежи в сфере экономики, науки и техники. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ детских и молодежных обьединений.
4. Социальная поддержка и защита молодежи:
- Правовая защита и социальная адаптация молодежи. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социальноадаптационной работы, в том числе в области наркозависимости. Усиление роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового регулирования и консультирования.
- Формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи. Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи, молодежно-подростковых клубов и центров по месту жительства. Выбор оптимальных моделей управления подростково-молодежными клубами, разработка новых направлений их деятельности. Разработка и внедрение системы информационного обеспечения молодежных социальных программ.
- Развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха. Государственная поддержка системы организации досуга и оздоровительного отдыха подростков и молодежи. Развитие новых тенденций в организации деятельности оздоровительных учреждений.
5. Обеспечение реализации программы включает в себя мероприятия по информационному и кадровому обеспечению государственной молодежной политики:
- Создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики. Обеспечение условий доступа информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие системы центров информации и документации для молодежи на федеральном уровне. Проведение исследовательских работ, научно-практических и исследовательских мероприятий, реализация издательских проектов.
- Создание системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью. Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов, разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных особенностей. Обеспечение развития сети региональных учебных заведений, оказание им финансовой и научно-методической поддержки.
Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.
Назад | Содержание | Вперед |