ТЕМА 16. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I
Начиная с 1708 г., Петр I приступил к осуществлению комплекса административных реформ, в результате которых сложилась централизованная система управления страной. Ее структура, функционирование, бюрократический характер оставались в общих чертах неизменными вплоть до начала ХХ века.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточивалась в руках царя (с 1721 г. - императора). В 1711 г. учреждается Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Члены Сената назначались царем. Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В петровское время Сенат становится высшим органом исполнительной и судебной власти. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, осуществлявший контроль за деятельностью всех правительственных учреждений через назначаемых в них прокуроров. Прокуроры осуществляли гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий. Одновременно существовала и система негласного контроля. Его осуществляли фискалы.
В 1717 - 1721 гг. Петр заменил старую систему приказов коллегиями, ведавшими определенными сферами управления. Всего коллегий было одиннадцать. Важнейшие из них - коллегия иностранных дел, военная, адмиралтейская, камер-коллегия (контролировала сбор доходов), штатс-коллегия (расходы государства), вотчинная (дворянское землевладение), мануфактур- коллегия (промышленность, кроме горно-металлургической), берг- коллегия (горно-металлургическая промышленность). Фактически на правах коллегии существовал учрежденный в 1720 г. Главный магистрат, ведавший русскими городами. В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов. Наряду с коллегиями продолжали действовать и некоторые приказы. Делами политического сыска ведал Преображенский приказ. В 1718 г. его функции перешли к Тайной коллегии.
Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений.
В систему коллегий входил также Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковной и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. Должность патриарха была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины русского самодержавия. Был разработан Устав духовной коллегии, автором которого стал церковный деятель, политик и публицист Феофан Прокопович. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику - обер-прокурору Синода. Члены Синода назначались царем из числа духовенства. Учреждение Синода, с последующим подчинением его Сенату, ставило церковь под полный контроль государства.
С целью укрепления власти на местах в 1708 - 1710 гг. проводилась областная реформа. Страна делилась на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская) во главе с губернаторами. В рамках губернии губернатор был наделен всей полнотой административной, судебной и военной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды. В 1719 г. вместо губерний основной единицей административного управления стала провинция (их было создано 50). Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов оставалось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные воеводы обращались непосредственно в коллегии и Сенат.
В развитии промышленности в петровский период можно выделить два этапа:
1) до 1715 г. В это время основателем мануфактур выступала казна; продукция предназначалась главным образом для военных нужд (металлургия, сукноделие, парусно-полотняное производство);
2) в 1715 - 1725 гг. мануфактуры основывали преимущественно частные лица; появляются предприятия, выпускающие изделия для населения: игральные карты, краски, курительные трубки, шелковые ленты.
Политика Петра I в области экономики определялась учением меркантилизма (учение, поощрявшее развитие промышленности и накопление средств внутри страны за счет активного баланса внешней торговли - преобладания вывоза товаров за границу над ввозом их в страну). Практическим воплощением данного учения являлась политика протекционизма, имеющая целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции посредством введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары. Вершиной протекционистской политики правительства явился таможенный тариф 1724 г., согласно которому, чем больше товаров производили русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе аналогичных товаров.
До 1717 г. единственным средством поощрения привлечения купеческих капиталов в сферу производства была передача купцам на льготных условиях казенных заводов. 1717 - 1725 гг.: государство отказалось от монополии внешней торговли, освободило от службы владельцев мануфактур, предоставило им в 1721 г. права покупать и закреплять за предприятиями крепостных. Тем самым было положено начало применению крепостного труда в промышленности. Другим источником обеспечения предприятий рабочей силой было закрепление за мануфактурами беглых крестьян - указом 1722 г. мануфактуры получили право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Таким образом, сформировались категории приписных и посессионных крестьян.
Особенно быстрыми темпами в первой четверти XVIII в. развивалась металлургия. К середине века Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше Англии и занимала ведущее место в мире по производству металла. В центре страны наибольшее распространение получили текстильная (суконная, полотнянопарусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые также работали в основном на армию. В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли промышленности: судостроение (в Петербурге,
Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве).
В итоге преобразований во многом была преодолена техникоэкономическая отсталость России. Однако в экономической характеристике страны решающее значение имела не промышленность и городское население с его более передовыми производственными навыками, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, задерживавшими рост производительных сил.
Основная цель социальной политики Петра I состояла в усилении роли, места и значения дворянского сословия. Расширяется дворянское землевладение. Одновременно расширяются права дворян на землю. В 1714 г. был принят указ о единонаследии, согласно которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, а также предписывалось передавать поместья старшему сыну. Консолидации дворянского сословия способствовала также «Табель о рангах» 1722 г., вводившая новый порядок прохождения службы. Основным критерием продвижения по службе становится не знатность, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов. «Табель о рангах» предоставляла возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий: вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе и обер-офицерского чина (начиная с прапорщика) по военной они становились потомственными дворянами, приобретая тем самым все привилегии этого сословия.
Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении в 1718 - 1724 гг. переписи мужского населения, с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью, в результате чего практически удвоилась сумма собираемых налогов. В процессе проведения податной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, пашенные люди Сибири и ясачные люди Среднего Поволжья общей численностью в 1 млн душ мужского полу. Г осударственных крестьян правительство обязало платить в казну сверх подушной подати 40-копеечный оброк. После проведения переписи населения в стране была введена паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения. Паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы. Она ужесточила борьбу с бегством крестьян.
В 1721 г. был введен регламент Главного магистрата, который разделил всех городских жителей на две категории: регулярных и нерегулярных. Регулярные делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры; вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все остальное население получило название «подлых людей». Это позволило значительно расширить инициативу и активность купечества и предпринимателей, а также ремесленников.
Активная внешняя политика Петра I, проводимые им реформы привели к ухудшению положения тяглого населения, росту повинностей, а также к усилению оппозиции петровским реформам со стороны родовитого боярства. Это привело к росту числа народных восстаний, крупнейшими из которых были Астраханское восстание (1705-1706) и восстание под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708).
Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло выражение в трудах историков. С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. «Для этого он (Петр - авт.) готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, он был готов истребить и уничтожить как государственный деятель» (С.Ф. Платонов).
С другой стороны, итогом деятельности Петра I, по мнению ряда историков, стало создание «регулярного государства», то есть государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастает роль монарха, его влияние на все сферы государства.
Историк-декабрист М.А. Фонвизин так оценивал петровскую эпоху: «Если Петр старался вводить в Россию европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации - дух законной свободы и гражданственности - был ему, деспоту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоинства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным им за границей».
Назад | Содержание | Вперед |