5.2. Кризис либерализма и пути его преодоления

  Экономическая стабилизация 20-х гг. закончилась в «черную пятницу» 24 октября 1929 г. обвалом нью-йоркской фондовой биржи, который стал результатом сильнейшего кризиса перепроизводства, названного «великой депрессией» и охватившего не только США, но и страны Западной Европы. Причина столь быстрого распространения кризиса по всему миру состоит в том, что после окончания Первой мировой войны США фактически превратились во всемирного (особенно европейского) кредитора, и экономики других капиталистических стран в большей или меньшей степени оказались «завязаны» на американскую экономику, крах которой ударил и по ним. К тому же, поскольку кризис охватил весь капиталистический мир, то ни одна страна не могла выйти из него и за счёт экспорта. Кризис сказался и на международных отношениях - именно в эти годы начался крах версальско-вашингтонской системы мира. Сложившийся международный порядок, на формирование которого ушло фактически всё первое послевоенное десятилетие, так и остался довольно шатким, а механизмы его осуществления были неэффективны, поскольку сформированные для этой цели международные институты не имели ни полномочий, ни опыта, ни авторитета.
  Непосредственными причинами кризиса стали: 1) биржевые спекуляции, которые привели к тому, что продажный курс акций стал значительно превышать их реальную стоимость; 2) «банковский бум» 20-х годов, когда практически в каждом городке существовал собственный банк, чаще всего организованный по принципу «финансовой пирамиды». Обвал нью- йоркской фондовой биржи привёл к резкому падению рыночной стоимости ценных бумаг. Параллельно нарастал кризис и в банковской сфере, поскольку многие стремились забрать свои сбережения, что привело как к массовому обрушению «пирамид», так и небольших честных банки.
  «Великая депрессия» привела к свертыванию производства, закрытию фабрик и заводов, сокращению посевных площадей. Кризис охватил все_ отрасли экономики всех капиталистических стран мира. Ситуацию усугубляло и резкое ухудшение материального положения пролетариата и среднего класса, что привело к взрыву классовой борьбы, проявившейся в массовом стачечном движении и в повороте к созданию Народных фронтов.
  Выходом из кризиса стал государственно-монополистический капитализм, развитие которого шло по двум основным направлениям - буржуазно-реформистскому и фашистскому.
  Буржуазный реформизм. Наиболее ярко политика буржуазного реформизма проявилась в США, где её кульминацией стал «новый курс» президента Ф. Рузвельта, в котором меры государственного регулирования экономики сочетались с социальными реформами. Концепция государственного вмешательства в экономику была детально разработана уже накануне Первой мировой войны, которая лишь подтвердила её правильность: во время войны правительство осуществляло контроль за производством и потреблением продуктов питания, регулировало частные инвестиции и даже национализировало железные дороги, телеграф и телефонную сеть. Однако после войны США от неё отказались. В тех странах, где была проведена политика буржуазного реформизма, она, усилив влияние государства на различные сферы жизни, стала реальной альтернативой тоталитаризму, смягчив, а потом и ликвидировав социальные последствия мирового экономического кризиса. По этому пути пошли государства с высоким уровнем развития национальной экономики, достаточно стабильной социальной структурой и давно сложившимися политическими институтами (Англия, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, США, Канада и др.).
  Программа Рузвельта в общем выразилась в четырёх законах: о восстановлении национальной промышленности, о регулировании сельского хозяйства, о трудовых отношениях и о социальном обеспечении. Закон о промышленности устанавливал право государства вмешиваться в дела частных промышленников. Целью этого вмешательства было прекращение перепроизводства путём сокращения выпуска товаров. Закон обязывал предпринимателей признавать на своих предприятиях профсоюзы и заключать с ними коллективные договоры, которые защищали бы права рабочих. Закон предусматривал организацию крупных общественных работ за счёт государства: что должно было уменьшить безработицу. Закон о сельском хозяйстве помог избежать затоваривание рынка путём повышения цен на продукты и сырьё, сокращения посевных площадей и уменьшения поголовья скота. Закон о трудовых отношениях также предписывал капиталистам признавать профсоюзы, и устанавливал наказание за преследование профсоюзных организаторов и другие виды борьбы с профсоюзами: так, если профсоюз одобрял забастовку, увольнять бастующих запрещалось. Закон о социальном обеспечении впервые в американской истории вводил государственную систему пенсий и пособий.
  Преобразования Рузвельт начал с «оздоравливания» финансовой системы государства. Прежде всего, были закрыты все банки. После проверки разрешение на возобновление работы и получение правительственных займов получили только те из них, которые доказали, что проценты по вкладам они выплачивают из доходов, получаемых благодаря вложению средств вкладчиков в производство и акции. Отмена золотого стандарта и девальвация доллара увеличили финансовые ресурсы государства и стали основой для проведения дальнейших преобразований.
  Другим вариантом выхода из кризиса стал фашизм. Процесс его возникновения шёл в различных странах специфическими путями. Но решающими всё же можно назвать 1922 - 1923 гг., когда в разных странах проявились его сходные черты и своими проявлениями он привлёк к себе всеобщее внимание. Однако, прежде чем говорить о фашизме, следует остановиться на понятии «тоталитаризм», частным случаем которого он и является. Характерными чертами тоталитарного режима являются: наличие в стране единственной массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером; ограничение прав и свобод граждан во всех сферах, при этом законы на стороне государства, а не личности; существование официальной идеологии, обязательной для признания всеми гражданами данного государства; монополия государства на средства массовой информации и вооружение; система террористического полицейского контроля (когда человек может быть подвергнут «превентивному заключению», то есть быть заключённым под стражу не по приговору суда, а по подозрению в совершении преступления, или даже по подозрению в возможности или замысле противоправного деяния); централизованная система контроля и управления экономикой со стороны государства.
  В 30-е годы в разных странах Европы фашизм находился на разных ступенях развития. В целом, можно выделить 4 группы государств: 1) страны, в которых фашистское движение не оказало особого влияния на буржуазно-демократическую систему государственности. В основном это страны с устоявшимися демократическими традициями (Англия, Франция, США, Бельгия, Ирландия, Норвегия, Бразилия и др.); 2) страны, где фашистское движение привлекло на свою сторону некоторую часть населения и проникло в местные и центральные органы власти (Дания, Нидерланды, Финляндия); 3) государства, где фашистские партии и организации участвовали на равных в правительствах военных и военно-монархических диктатур (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Румыния и Югославия); 4) страны, где фашизм достиг стадии государственно оформленной системы господства. Их было четыре: Германия, Италия, Португалия и Испания. До середины 30-х годов моделью служила фашистская система Италии. С установлением нацистской диктатуры в Германии роль эталона мирового фашизма перешла к ней.
  При всех различиях в программах, идеологии, политических структурах фашизм представляет собой единый исторический феномен.
  Наиболее серьёзные последствия имел приход фашистов к власти в Германии в январе 1933 года. Причин победы национал-социалистов (так называли себя немецкие фашисты) было несколько. Во-первых, в период мирового экономического кризиса германский рейхстаг (парламент) быстро терял доверие избирателей, не будучи в состоянии предложить им выход из создавшейся ситуации. В этих условиях росло влияние радикальных партий - национал-социалистов и коммунистов. Левое движение Германии (коммунисты и социал-демократы) находилось в состоянии жесточайшей оппозиции друг другу и не смогло в нужный момент объединить усилия и сплотиться против фашизма. Произошло это потому, что немецкие коммунисты находились под сильнейшим влиянием сталинской ВКП(б) и разделяли её тезис о том, что «социалисты для нас сейчас опаснее, чем фашисты» (поскольку стоят за мирную эволюцию капитализма, «размывая» рабочее движение). Неоднократные призывы социал-демократов к объединению перед лицом фашистской опасности остались без ответа. Во-вторых, одним из наиболее привлекательных для немцев пунктов программы Гитлера было требование отказа от унизительного для Германии Версальского договора. В-третьих, парадоксально, но пост канцлера был предложен Гитлеру именно из опасения возникновения диктатуры - но диктатуры левой. Гитлер же, в сравнении с коммунистами, грозившими мировой революцией, выглядел в этом отношении достаточно безопасным.
  После прихода нацистов к власти произошла быстрая консолидация сторонников тоталитарного режима и ликвидация политической системы Веймарской республики: 1) самораспустились или были запрещены все (кроме НСДАП) партии и профсоюзы; 2) было отменено самоуправление земель и началась административная централизация; 3) партийные органы НСДАП стали выполнять государственные функции и в конечном счёте слились с госаппаратом. При этом партия опиралась не только на мощный и разветвленный карательный аппарат и тотальный идеологический контроль, но и на многочисленные общественные организации.
  Мировая тенденция усиления государственного влияния в экономике проявилась и в Германии. С 1934 г. управление экономикой было коренным образом изменено: 1) все предпринимательские союзы перешли в введение министерства экономики; 2) была создана общеимперская экономическая палата; 3) военное производство, ставшее главным условием экономического подъёма и ликвидации безработицы, выделялось в отдельную группу. В 1936 г. в стране был принят «четырехлетний план» развития экономики. Главной целью плана стало создание собственной сырьевой базы и подготовка экономики и армии к войне, что свидетельствовало о выходе Германии из кризиса.
  Приход фашистов к власти сильнейшим образом отразился и на международных отношениях. Национал-социалисты получили власть под лозунгами ревизии Версальского порядка и были намерены претворить эти лозунги в жизнь. Главной задачей своей внешней политики Гитлер полагал реализацию «национального самоопределения немцев» (в том виде, как он это понимал). Но Германия не могла позволить себе вступить в конфликт сразу со всеми государствами, которые не разделяли этих её планов. В первые годы пребывания национал-социалистов у власти немецкая внешняя политика строилась, во-первых, на мирных отношениях Германии со всеми соседями на двусторонней основе, и, во-вторых, на неприятии существующего мирового порядка в целом. В русле этой же политики Германия нормализовала отношения с СССР, что в мире было расценено как признак стремления Берлина сохранять стабильные отношения с Москвой. Этот дружеский жест в отношении СССР был сделан на фоне антикоммунистических репрессий внутри Германии, на которые, впрочем, никакой официальной реакции со стороны советского правительства не последовало. Причиной подобной позиции СССР, вероятно, было опасение оказаться в условиях войны на два фронта - против Японии в Азии (в 1932 г. в результате агрессии против Китая японские войска вышли к сухопутным границам СССР) и против Германии в Европе, что вынуждало советское руководство проявлять крайнюю осторожность в своих внешнеполитических шагах.

Назад Содержание Вперед