4.3. Профессиональные конфликты

  Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
  Сложная система отношений в организации выступает основой потенциального возникновения различных конфликтов, которые специфичны по содержанию и динамике и по способам разрешения (табл. 6). Возникновению конфликтов в организациях способствуют как объективные противоречия (например, взаимные неплатежи предприятий), так и субъективные, личностные характеристики (например, приписывание личностных оценок деловым отношениям). Психологическая задача заключается в том, чтобы не допустить перехода противоречий в конфликтную ситуацию.
  Содержание управления конфликтами в организации зависит от их конкретных типов. Особое значение в управлении организационными конфликтами имеет их прогнозирование и предупреждение на основе контроля социальной напряженности. К показателям социальной напряженности относятся:
  • стихийные собрания (беседы нескольких человек);
  • увеличение числа неявок на работу;
  • снижение производительности труда;
  • увеличение числа локальных конфликтов;
  • массовые увольнения по собственному желанию;
  • распространение слухов;
  • коллективное невыполнение указаний руководства;
  • рост эмоциональной напряженности .
  Выделяются следующие стадии конфликта:
  1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.
  2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников.
  3. Конфликтное поведение, эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют взаимодействие.
  Конфликтное поведение характеризуется положительным и отрицательным воздействием.

Таблица 6. Классификация конфликтов в организации

Окончание табл. 6

  Положительное воздействие конфликта часто проявляется в том, что он:
  • ускоряет процесс самосознания;
  • способствует утверждению определенного набора ценностей для достижения поставленных целей;
  • приводит к объединению единомышленников внутри групп и между ними;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • способствует тому, что обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении.
  Кроме этого, выделяется и отрицательное воздействие конфликта, которое проявляется в том, что он:
  • представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • проявляется в угрозе дестабилизации социальной системы;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • подрывает доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди участников конфликта;
  • меняет приоритеты и ставит под угрозу другие интересы;
  • имеет тенденцию к углублению и расширению.
  Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, т.е. к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности.

Вопросы для самопроверки

  1. Какое значение имеют функциональные состояния в процессе выполнения трудовой деятельности?
  2. Какие факторы приводят к развитию состояния утомления?
  3. В чем состоит различие между состояниями утомления и моно- тонии?
  4. Какие компоненты выделяются в структуре психологической готовности к деятельности?
  5. Какие средства оптимизации функциональных состояний Вам известны?
  6. Какие личностные факторы оказывают влияние на формирование надежности профессиональной деятельности?
  7. Что такое аварийная ситуация и каково ее психологическое содержание?
  8. Какие факторы способствуют возникновению ошибочных действий?
  9. Определите содержание возможных мероприятий по повышению мотивации к безопасной деятельности.
  10. На какие личностные особенности необходимо обращать внимание при организации отбора по травмоопасным видам профессиональной деятельности?
  11. В чем состоят особенности конфликтов в организации?
  12. Какие типы конфликтов в организации Вы знаете?
  13. В чем состоит значение контроля социальной напряженности в управлении организационными конфликтами?
  14. Дайте характеристику основных стадий развития конфликта.
  15. В чем проявляется положительное воздействие конфликта?

Список рекомендуемой литературы

  Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие [Текст] / В.С. Агеев. М., 1990.
  Асланян Е.В. Об индивидуальных особенностях реагирования на действие факторов монотонии [Текст] / Е.В. Асланян, В.Н. Кирой // Психол. журн. 2002. № 4.
  Бондаренко А.Ф. Социально-психологическая напряженность на предприятии: к проблеме измерения [Текст] / А.Ф. Бондаренко // Психол. журн. 1993. № 3.
  Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В.Гришина. СПб., 2000.
  Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний [Текст] / Н.Н. Данилова. М., 1992.
  Журавлев Г. Е. Психологические основы культуры безопасности атомной энергетики и промышленности (системные аспекты) [Текст] / Г.Е. Журавлев, С.О. Парсонс, Л.Т. Строуп. М., 1996.
  Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии [Текст] / А.К. Зайцев. Калуга, 1993.
  Котик М.А. Природа ошибок человека-оператора [Текст] / М.А. Котик, А.М. Емельянов. М., 1993.
  Лебедев А. Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений [Текст] / А.Н. Лебедев // Психол. журн. 1992. № 6.
  Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах [Текст] / В.И. Лебедев. М., 2001.
  Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности [Текст] / А.Б. Леонова, В.И. Медведев. М., 1981.
  Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации [Текст] / У. Мастенбрук. М., 1996.
  Махнач А.В. Компонентный анализ психологического состояния человека в особых условиях деятельности [Текст] / А.В. Махнач // Психол. журн. 1991. № 1.
  Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний [Текст] / под ред. Л.Г. Дикой. М., 1992.
  Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности [Текст] / Г.С. Никифоров. СПб., 1996.
  Обознов А.А. Психический образ и надежность оператора в условиях монотонной обстановки [Текст] / А.А. Обознов, С.В. Егоров, В.Г. Костри- ца // Психол. журн. 1991. № 2.
  Пономаренко В.А. Психофизиологические аспекты проблемы «трудных» состояний человека применительно к современным управленческим профессиям [Текст] / В.А. Пономаренко, И.Б. Ушаков, В.М. Усов // Практ. психология. 1999. № 5.
  Психическая напряженность в трудовой деятельности [Текст] / под ред. Л.Г. Дикой. М., 1990.
  Фирсов К. В. Структура проявлений психической надежности у представителей летных профессий [Текст] / К.В. Фирсов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2000. № 3.
  Ширманова О.В. Эмоциональная напряженность учителя и студента: взаимосвязь физиологических и психологических показателей [Текст] / О.В. Ширманова // Психол. журн. 2002. № 2
  Щелбанов В.Ю. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка [Текст] / В.Ю. Щелбанов, А.Ф. Бобров // Психол. журн. 1990. № 3.

Назад Содержание Вперед