5.3. Социальные технологии оперативного регулирования занятости
Социальные технологии оперативного регулирования занятости в Республике Бурятия, реализованные в виде программ содействия занятости представлены в Приложении 2. Практика подготовки и реализации программ содействия занятости в Республике Бурятия показала высокую эффективность применяемой методики прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, планирования мероприятий по содействию занятости безработных граждан и их социальной защите, использованию дополнительных мер государственной поддержки слабозащищенных групп населения. Во многом благодаря реализации программ в республике обеспечивалась стабильность на рынке труда.
Правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в области занятости граждан регламентируются Законом «О занятости населения в Российской Федерации».
В соответствии с законодательными актами Программой не предусмотрено обеспечение полной занятости, её целью является содействие реализации прав граждан на занятость и гарантий государства в области занятости, а мероприятия распространяются на безработных граждан, зарегистрированных в органах по труду и занятости населения.
Являясь инструментом оперативного управления, Программа предусматривает в процессе её реализации поквартальную разбивку годовых показателей, на основе которых формируются квартальные бюджеты органов занятости. В связи с этим показатели Программы подлежат ежеквартальной корректировке в зависимости от социальной, экономической и политической ситуации, складывающейся в Республике Бурятия, Российской Федерации, и результатов внедрения программ развития отраслевых комплексов промышленности Республики Бурятия, предусматривающих создание рабочих мест по Генеральной схеме.
В соответствии с программой социальных реформ в Российской Федерации главными направлениями государственной политики занятости следует считать:
• обеспечение эффективной целевой поддержки и социальной защиты граждан, потерявших работу;
• содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;
• создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
• сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях;
• смягчение последствий долговременной безработицы;
• сдерживание роста численности безработных за счет организации и проведения переобучения и переподготовки персонала;
• финансовую поддержку работодателей, создающих новые рабочие места и осуществляющих профессиональную подготовку персонала.
Целью Программы является создание системы экономических, правовых, социальных и организационных механизмов, обеспечивающих условия для максимально возможной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда республики в течение конкретного календарного периода и предоставления предусмотренной законом социальной поддержки безработным гражданам.
Достижение этой цели определяет решение следующих основных задач: введение единой системы стимулов и льгот для экономического поощрения работодателей, создающих дополнительные рабочие места по наиболее приоритетным направлениям; развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и высвобождаемых работников к новой работе; организация эффективно функционирующего механизма социальной поддержки безработных, слабозащищенных социальных групп; организация общественных работ; развитие государственной службы занятости; создание информационного мониторинга для отслеживания процессов на рынке труда.
Разработка, экспертиза и утверждение Программы производится в следующем порядке (табл.3).
Собственно Программа содействия занятости населения является документом, комплексно описывающим технологию наиболее рациональных оперативных действий властных структур по исполнению обязательств государства в области занятости в условиях нарастания неблагоприятных тенденций на рынке труда.
Разрабатываемый в Программе комплекс мероприятий должен быть направлен, в первую очередь, на то, чтобы воспрепятствовать перерастанию несбалансированности на рынке труда в кризис, когда имеющихся материально-технических, финансовых, правовых и организационных ресурсов окажется недостаточно для того, чтобы контролировать ситуацию и своевременно оказывать необходимую помощь в трудоустройстве граждан, осуществлять материальную, правовую, психологическую и иную поддержку социально незащищенных слоев населения. Содержание регулирующих действий, их последовательность, взаимосвязь, субъекты и объекты регулирования, порядок взаимодействия изложены в блок-схеме оперативного регулирования процессов на рынке труда и содействия занятости населения (схема5).
Кроме раздела, содержащего общие положения по определению целей, задач, приоритетов, форм и методов решения программных задач, в Программе предусматриваются пять разделов:
1. Анализ демографической ситуации в республике.
2. Прогноз занятости населения.
3. Расчет основных сегментов рынка труда. Здесь расчетным путем определяются численность высвобождаемых работников: молодежи, пополняющей рынок труда; освобожденных из мест исполнения наказания; уволенных по причине текучести; количество временно незанятого населения; численность женщин, выходящих на работу из отпуска по уходу за ребенком. По специальной методике прогнозируется соотношении спроса и предложения рабочей силы в планируемом периоде.
4. Комплекс мероприятий содействия занятости населения. Включает основные мероприятия по оказанию содействия в занятости и мероприятия, обеспечивающие социальные гарантии государства незанятым гражданам, предусмотренные законом. А также мероприятия по организации общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, содействию занятости граждан и слабозащищенных категорий населения, профессиональному обучению, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных, финансовой помощи работодателям и безработным в создании дополнительных рабочих мест.
Таблица 3. Порядок разработки, экспертизы и утверждения Программы содействия занятости населения Республики Бурятия
5. Финансовое обеспечение Программы осуществляется из средств государственного, регионального и местных бюджетов.
Приведенная выше социальная технология оперативного регулирования рынка труда (Программа содействия занятости населения, см. в Приложении 2), есть механизм поддержания устойчивости рынка труда в краткосрочном периоде и в таком качестве является важным компонентом системы мер государственного регулирующего воздействия на рынок труда в целях создания условий устойчивого развития Республики Бурятия.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что социальные технологии, рассматриваемые нами в качестве приоритетных мер государственного регулирующего воздействия на региональный рынок труда, своей целью имеют оптимизацию соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Бурятия. Регулирование занятости населения на основе полномасштабного применения таких технологий позволяет создать эффективную систему содействия занятости населения, использовать трудовые ресурсы региона с максимальной эффективностью, добиться роста промышленного производства и, в то же время, способствовать снижению уровня социально-экономической напряженности.
Назад | Содержание | Вперед |