1. Роль элит в осуществлении политической власти

  Понятием «элита» обозначаются группы людей, имеющие высокое положение в обществе, обладающие властью, богатством, активные в политической и иных сферах деятельности. Для социума было бы оптимальным максимальное совпадение властвующей элиты в функциональном значении - как субъекта принятия важнейших решений и элиты в ценностном смысле - как группы, состоящей из действительно лучших, самых нравственно-достойных людей.
  В зависимости от характера элитообразования различают элиты открытые, пополняющиеся выходцами из различных социальных групп, и закрытые, воспроизводящиеся из привилегированных слоев. Закрытость элит и узость их социальной базы существенно ограничивают сроки их пребывания у власти.
  Для классических теорий элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс) характерны следующие положения:
  • любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей - умственные, физические, психологические, моральные;
  • элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами, внутренне сплочена;
  • массы признают право элиты на власть, ее легитимность;
  • элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть добровольно никто не уступает.
  Согласно современным технократическим концепциям (Дж.Гэлбрейт, Д.Белл, О.Тоффлер) в постиндустриальном и информационном обществе ведущую роль должна играть элита, состоящая из ученых, инженеров, программистов, менеджеров и других носителей знаний.
  Политическая элита - это относительно интегрированная группа людей (или совокупность групп), занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющих на принятие властных решений.
  Различают высшую политическую элиту, принимающую значимые для государства решения; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную для исполнительской деятельности, однако на деле обладающую большим влиянием на политику.
  Политические элиты выполняют в обществе следующие функции:
  • выражение совокупного интереса представляемых ими классов или слоев, разработка механизмов реализации этих интересов;
  • формирование и реализация политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;
  • расстановка руководителей на различные участки государственного управления, выдвижение политических лидеров;
  • защита ценностей, характерных для данного общества, и обеспечение их на основе консенсуса по главным направлениям деятельности государства.
  Механизм формирования и воспроизводства политических элит включает системы и каналы элитообразования. Системы рекрутирования политических элит определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, критерии и побудительные мотивы. От характера рекрутирования политических элит во многом зависят социальная представительность и качественный состав различных органов власти. Каналами рекрутирования элит называют пути продвижения новобранцев в системе политической иерархии.
  Основные системы рекрутирования политических элит — антрепренерская (предпринимательская) и система гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, а потому недостатки одной компенсируются достоинствами другой.
  Антрепренерскую систему отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число институциональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества в ходе замещения руководящих позиций; 5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей.
  Эта система демократична и наиболее приемлема для людей динамичных, образованных, способных к инновациям. Ее недостатки - частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму. Для формирующегося постиндустриального общества основным критерием рекрутирования элиты являются способности, но сохраняют свое значение и факторы происхождения, собственности.
  Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров -формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т.д.; 3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т.п.; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.
  Система гильдий преобладала в странах тоталитарных. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Г ермании и других странах.
  К числу сильных сторон системы гильдий относятся высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов. Вместе с тем она генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм, что ведет к постепенной деградации элиты, отрыву ее от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению. Это и произошло в бывших социалистических странах, где господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты — своеобразный вариант системы гильдий.
  Основными институциональными каналами пополнения различных органов власти являются государственный аппарат, органы местного самоуправления, армия, политические партии, система образования, религиозные организации. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями разных стран, особенностями политического режима, внутренней мобильностью и другими факторами.
  Бюрократический аппарат играет роль важного канала элитообразования главным образом в развивающихся странах, а также в ряде развитых стран (Германия, Япония, Швеция). Политические партии оказывают существенное влияние на формирование высших органов власти большинства стран Запада и многих развивающихся государств. Армия является существенным каналом пополнения высших эшелонов власти в ряде стран Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Перу), в ряде государств Африки.
  В России современная политическая элита и гарантии против ее вырождения могут сформироваться при наличии следующих основных условий - широкой гласности (свобода слова, отсутствие монополии на средства массовой информации, альтернативные органы СМИ); политического плюрализма (свободная конкуренция, соперничество политических партий и групп); разделения властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил); открытости для социальной мобильности (установление сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц); соблюдения законности, демократических процедур политического процесса.

Назад Содержание Вперед