§ 15. Политическая теория и практика международных отношений

  Внешнюю политику можно определить как деятельность по обеспечению интересов своих страны, народа, государства (иногда социальной группы, класса) во взаимоотношениях с другими странами, народами, государствами (социальными группами, классами). В недалеком прошлом эта сфера деятельности целиком принадлежала монархам и дипломатам, сегодня можно говорить, что каждый гражданин как избиратель принимает участие в выборе общеполитического направления, диктуемого исполнительной власти высшим законодательным органом,
  К принципам осуществления внешней политики относятся: объективный научный анализ международной обстановки, тенденций развития; принципиальность в подходе к основным проблемам и гибкость в выборе путей и средств их решения; признание суверенитета и равноправия всех стран; открытость, гласность заключаемых договоров и соглашений, что не исключает возможной конфиденциальности подготовительных переговоров; учет противоречий у соперников. Частью внешней политики является практика, в том числе дипломатия, определяемая как ведение внешних сношений на основе переговоров должностными лицами государства, часто профессионалами.
  Реализацию внешнеполитических представлений (интересов) граждан, социальных групп, политических партий, государства можно представить упрощенно следующим образом: гражданин в условиях авторитарного и тоталитарного режимов полностью отстранен от сферы международных отношений, не имея даже права на несанкционированную правителями демонстрацию своих взглядов (например, через печать, перед иностранным посольством, собственными представительными и исполнительными учреждениями). В условиях демократии гражданин получает несколько каналов прямого (референдум по международным вопросам) или косвенного (голосование на выборах за какую-либо партию, в т. ч. за ее международную программу, митинги, демонстрации, выступления в органах массовой информации и т. п.) воздействия на принятие и осуществление государственными органами внешнеполитических решений. Значение этого личного, индивидуального шага не стоит преувеличивать: политика не бывает прямолинейной , к тому же часто возникает необходимость в оперативных и неординарных решениях.
  Многое зависит от представительных органов (парламент, Дума, Совет федерации и т. п.), в которых внешнеполитические представления партийных фракций должны быть сформулированы в виде четких рекомендаций (тенденций, но не наставлений) для исполнительных органов власти по осуществлению интересов страны в том или ином регионе в соответствии с представлениями большинства избирателей. К сожалению, у нас из-за нечеткости партийных предвыборных программ все отдается на откуп депутатам, нередко «забывающим» о государственных границах. Роль исполнительных органов (президент, правительство) состоит в том, чтобы конкретизировать (но не изменять, трансформировать) предложенную внешнеполитическую тенденцию в соответствии с мнением экспертов-профессионалов ведомства иностранных дел и собственным видением проблемы главой государства и затем реализовывать ее в практике международных отношений. Изменяющиеся обстоятельства на международной арене могут потребовать нового согласования позиций представительных и исполнительных органов и в принципе не должны толкать правительство или президента к произвольным решениям.
  Дипломатическая служба, профессионально занимающаяся внешнеполитическими вопросами, имеет ряд структурных подразделений в стране и за рубежом, анализирующих положение в соответствующих странах и регионах и поставляющих информацию и предложения для своего министерства, главы правительства, президента, комитетов при представительных органах, средств массовой информации. Дипломатическая служба, в особенности, ее зарубежные представительства — посольства, консульства, международные организации — справедливо рассматривались рядовыми гражданами как сугубо элитарные, только если в представлении обывателя функции дипломата часто ограничиваются участием в светской жизни, то в действительности эта работа требует высокой эрудиции, культуры, такта, знания языков и традиций страны пребывания, способности принимать оперативное, самостоятельное решение в рамках общих и конкретных рекомендаций ведомства. Задачи дипломата — это прежде всего формирование правильных представлений о политике своего государства в стране пребывания, сбор информации (в т. ч. конфиденциальной), ее анализ и передача в свое ведомство, защита интересов, прав и безопасности граждан своей страны, подготовка к приему отечественных государственных, партийных, культурных делегаций, проведение и участие в переговорах по различным вопросам, связанным с данным регионом.
  Внешняя политика тесно связана с решением внутриполитических проблем, с состоянием экономики и обороны. Стабильность обстановки внутри страны, как правило, сопутствует ее независимой позиции на международной арене, напротив, внутренние трудности и неудачи заставляют лидеров искать «компенсации» во внешней политике. Стремление к гегемонии в международной жизни обычно является следствием господства идей национальной или социальной исключительности в правящей верхушке и общественном мнении внутри какого-либо государства. Наконец, взаимосвязь в решении внутренних и международных вопросов состоит в том, что и те, и другие находят ответы в верховных законодательном и исполнительном органах государства, лишь доверяя процедуру предварительной подготовки и непосредственного исполнения своим комитетам (парламент, Дума) или министерствам (правительство, в частности МИД).
  Вторая половина XX века внесла в международные отношения такие факторы, которые ранее не существовали либо не могли учитываться: угроза ядерной войны и необратимых изменений в природе вследствие вмешательства человека, высокий (почти повсеместно) уровень демократических перемен и борьбы за права человека, интеграционные процессы в политике, экономике, культуре ряда стран и одновременно национальное, социальное и религиозное размежевание в ряде крупных государств-федераций и целых регионов. Все это потребовало изменения подходов к оценке многих внешнеполитических событий, получившего, название «новое мышление». Особенно сильно эти изменения коснулись социалистических стран и коммунистического движения, потребовав отказа от узкоклассовых приоритетов и повышения значения общечеловеческих ценностей, отхода от идеологических догм и признания исключительного права каждого народа (а не социального слоя, класса) выбирать перспективу развития своей страны, политическую систему и форму правления в своем государстве.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М., 1993.
  Бжезинский З. Преждевременное партнерство // Полис. 1994. № 1. Введение в социологию международных отношений. - М.. 1992.
  Горбачев М. С. Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира. — М., 1987.
  Киссинджер Г. Дипломатия. - М., 1997.
  Мурадян А. А. Самая благородная наука. Об основных понятиях международно-политической теории. — М., 1990.
  Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. — М., 1989.

Назад Содержание Вперед