16. Политическая система общества
В отечественной литературе политическая система определяется как комплекс институтов и организаций, осуществляющих политическую власть, а также взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе осуществления политической власти.
Понятие политическая система получило обоснование и распространение в середине XX века в связи с применением системного метода к исследованию общества. Разработанная Т.Парсонсом концепция социальной системы несла в себе огромный познавательный потенциал для политической науки. Основу теории политических систем составляют модели Д.Истона и Г.Алмонда.
Согласно Д.Истону, политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий через вход и выход на поступающие извне импульсы. Через вход она принимает сигналы двоякого свойства - требования (конструктивные и деструктивные) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать не только в окружающей среде, но и внутри системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, в готовности к воинской службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее символам. Требования и поддержка должны учитываться политической системой в соответствующих структурах.
Сигналы на выходе - это решения и политические действия, оказывающие влияние на окружающую среду. Они вызывают у среды либо поддержку властей, либо новые требования. Несоответствие решений ожиданиям значительной части населения может вызвать полный или частичный кризис политической системы.
Политическая система по Д.Истону
Г.Алмонд также рассматривает политическую систему как многофункциональную структуру, состоящую из взаимодействующих институтов. Вместе с тем модель Г.Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, принимает во внимание импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты.
Вход информации, по Г.Алмонду, складывается из анализа и обогащения существующих интересов - как высказанных, так и невысказанных, из политических коммуникаций различных политических сил.
Функции выхода информации состоят в установлении правил (законодательная деятельность) и в их применении (исполнительная деятельность правительств).
Таким образом, в данной модели к важнейшим функциям политической системы относятся изучение ситуации и политическое решение выявленных проблем.
Постоянное взаимодействие входа и выхода имеет фундаментальное значение для проверки правильности решений, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации политической системы, выбора новых целей и путей их достижения.
На функционирование политической системы огромное влияние оказывает политическая культура. Концентрируя фундаментальные политические знания и ценности, она представляет собой глубинную основу всего общественно-политического устройства. Именно политико-культурный феномен может свести на нет все попытки реформ, если они не вписываются в его контекст.
Политическая система представляет собой сложное образование, состоящее из множества подсистем — институциональной, регулятивной, функциональной, коммуникативной и политико-идеологической.
1. Институциональная подсистема включает органы государственной власти, политические партии и общественные движения, общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации и пр. Здесь создается нормативно-правовая база для функционирования политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Этой подсистеме принадлежат ключевая роль в политической системе.
2. Регулятивная подсистема — это правовые и моральные нормы,традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.
3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии «политический режим».
4. Коммуникативная подсистема охватывает формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.
5. Политико-идеологическая подсистема выступает как совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты.
Политическая система выполняет следующие функции.
1. Управленческую. Она заключается в определении целей развития, в выработке и реализации политического курса, в контроле за деятельностью всех элементов системы, в идеологическом и информационном обеспечении общества.
2. Интегративную функцию, обеспечивающую консолидацию общества, урегулирование конфликтов.
3. Регулятивную функцию, проявляющуюся в регламентации политического поведения и политических отношений, в нормотворчестве и выработке эталонов общественно-приемлемого поведения.
4. Политико-коммуникативную функцию, обеспечивающую связь между элементами политической системы, а также системой и средой. Циркуляция информации дает возможность властным структурам принимать решения, обеспечивать поддержку системы управления со стороны населения, формировать общественное мнение.
Эффективность политической системы зависит:
• от полноты и качества информации о среде, влияющей на выработку решений;
• от скорости реагирования системы на воздействие среды;
• от способности системы поддерживать социальное равновесие и гражданский мир, толерантность и согласие;
• от выполнения поставленной цели.
Современные политические системы в развитых государствах отличаются:
- высокой степенью адаптивности к меняющимся условиям своего функционирования;
- низким уровнем политического принуждения и конфликтности;
- специализацией и дифференциацией функций политических институтов, их способностью эффективно реагировать на требования социума.
В процессе функционирования политических систем возникают кризисы— внутриполитические (правительственный, парламентский, конституционный) и внешнеполитические, вызываемые международными конфликтами и противоречиями.
Правительственный кризис выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами.
Этот кризис преодолевается путем полной или частичной отставки правительства по решению парламента или президента.
Парламентский кризис проявляется в несоответствии решений парламента воле большинства граждан. Он может возникнуть и в случае относительного равенства сил противоборствующих фракций, препятствующего принятию решений и парализующего деятельность законодательной власти. Результатом такого кризиса обычно является роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия основного закона страны - конституции, возникновением необходимости в ее пересмотре или замене новой.
Для политических кризисов характерны: делегитимация структур власти, отсутствие взаимодействия между различными центрами власти, блокирование одного центра другим, снижение эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалация стихийных форм протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
Жизнеспособность политических систем во многом зависит от наличия культурного основания в виде общих ценностей, разделяемых большинством членов общества. В США, например, такие ценности сконцентрированы в теории и практике американизма, который формирует у индивидов отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальные возможности для самореализации, являющейся ориентиром и образцом для подражания со стороны других стран. Утрата общих ценностей ведет к распаду политических систем. Об этом свидетельствует опыт ряда бывших «социалистических» стран, ставших ареной конфликтов и войн.
Основная тенденция развития современных политических систем - демократизация. Этот процесс протекает в рамках глобального перехода к демократии как форме общественного устройства.
Назад | Содержание | Вперед |