3. Прохождение государственной гражданской службы
Под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов (элементов), вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.
К таким фактам (элементам, стадиям) относятся: поступление на государственную гражданскую службу; аттестация государственных служащих; перемещение по службе; предоставление отпусков; прекращение государственной службы.
Рассмотрим эти элементы. Право поступления на государственную гражданскую службу, как правило, имеют граждане, достигшие 18 лет. Должности государственных служащих замещаются в порядке назначения, конкурса, по контракту, путем выборов.
Назначение на должность производит полномочный государственный орган или должностное лицо путем издания соответствующего юридического акта (приказа ). С момента издания акта о назначении на должность на служащего возлагается осуществление должностных обязанностей и прав. В порядке назначения замещается большинство должностей государственных служащих.
Конкурс как способ замещения государственных должностей состоит в оценке профессиональных качеств среди подавших заявление об участии в нем.
Конкурс должен проводиться в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в нем не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении его на сайте государственного органа в информационно-телекоммуканиционной сети общего пользования.
Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Конкурс проводится государственной конкурсной комиссией, действующей на постоянной основе, по результатам которого издается акт представителя нанимателя о назначении победителя.Контрактная форма поступления на службу состоит в том, что орган (руководитель органа — наниматель) заключает с гражданином в письменной форме контракт (договор, соглашение) на неопределенный срок или на срок от одного года до пяти лет. Форма контракта утверждена Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
Выборы применяются при замещении ограниченного круга государственных должностей. Суть этого способа замещения должностей состоит в выдвижении кандидатуры и акта избрания на должность.
При поступлении на государственную службу гражданин представляет личное заявление, паспорт, трудовую книжку, документ об образовании, медицинское заключение о состоянии здоровья, справку из органов налоговой службы о его доходах и сведений об имущественном положении. Порядок подачи таких сведений определен Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе».
Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего.
Например, для федеральных государственных служащих ведение личных дел определено указами Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной служ- бы» и № 641 «О мерах по организации проверки сведений, предоставляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы».
Для гражданина, впервые назначенного на государственную должность, устанавливается испытательный срок от трех месяцев до одного года.
Для ряда категорий государственных служащих вступление в должность сопровождается обязательным принесением присяги.
В некоторых видах государственной службы служащим присваиваются классные чины, в других — дипломатические ранги, воинские или специальные звания.
Новым в законодательстве следует считать положение о должностном регламенте гражданского служащего.
В должностной регламент включаются:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
В целях определения соответствия служащих занимаемой должности проводится аттестация. Она может быть очередной и внеочередной. Очередная аттестация проводится не чаще одного раза в три года. Внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей в государственном органе и в связи с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, формируемой руководителем государственного органа. Главный итог аттестации — оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются вопросы о соответствии или несоответствии служащего занимаемой должности, о возможности продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист государственного служащего, который хранится в личном деле.
Вместе с тем не все гражданские служащие подлежат аттестации.
Так, Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110,89 определено, что аттестации не подлежат гражданские служащие:
а) проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
б) достигшие возраста 60 лет;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) в течение года со дня сдачи государственного квалификационного экзамена.
Заметим, что федеральным законом и указанным Положением предусмотрено проведение также внеочередной аттестации.
Перемещение по службе регулируется законодательными и иными нормативными актами, касающимися прохождения государственной службы. Перемещение по службе производится на должность:
— вышестоящую — в порядке продвижения по службе с согласия служащего;
— равнозначную — с согласия служащего, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;
— нижестоящую — при условиях сокращения: должностей или ликвидации государственного органа при невозможности перемещения на равнозначную должность, с согласия служащего; по состоянию здоровья; по личной просьбе; по служебному несоответствию — в аттестационном порядке; в дисциплинарном порядке — в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.
Предоставление отпусков — важный элемент прохождения государственной службы, необходимый для поддержания здоровья государственного служащего.
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.
Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска.
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством РФ.
По заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.
Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.
Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
При предоставлении гражданскому служащему субъекта Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Федерации.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.
При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.
По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прекращение гражданской службы связано, как правило, с прекращением служебного контракта и регламентируется гл. 6 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
1) соглашение сторон служебного контракта;
2) истечение срока действия срочного служебного контракта;
3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредостав- лении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;
7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;
11) нарушение установленных настоящим федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;
12) выход гражданского служащего из гражданства РФ;
13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами;
14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой;
15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.
Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.
Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.
При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
Библиографический список
Конституция РФ. М.: Экзамен, 2001. Ст. ст. 32, 71, 72.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»// Там же. 1998. № 13. Ст. 1474.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»//Там же. 2002. № 30. Ст. 3030.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»//Там же. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46. Ч. 1. Ст. 4437.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//Там же. 2004. № 31. Ст. 3215.
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4202-1//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»//СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.
Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»//Там же. 1995. № 3. Ст. 173.
Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих»// Там же. 1995. № 3. Ст. 174; № 25. Ст. 2378; № 33. Ст. 3358; 1996. № 16. Ст. 1833; 1997. № 20. Ст. 2244.
Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»//Там же. 1996. № 24. Ст. 2868.
Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»//Там же. 1997. № 20. Ст. 2239.
Указ Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации»//Там же. 1997. № 27. Ст. 3185.
Указ Президента РФ от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»//Там же. 1997. № 30. Ст. 3607.
Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы»//Там же. 1997. № 36. Ст. 4129.
Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих»//Там же. 1997. № 36. Ст. 4131.
Указ Президента РФ от 9 апреля 1998 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих»//Там же. 1998. № 10. Ст. 1164.
Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы»//Там же. 1998. № 23. Ст. 2501.
Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 641 «О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы»//Там же. 1998. № 23. Ст. 2502.
Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных слу- жащих»//СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации»//Там же. 2002. № 47. Ст. 4664; 2004. № 47. Ст. 4634.
Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»//Там же. 2005. № 8. Ст. 629.
Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»//Там же. 2005. № 6. Ст. 437
Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня»//Там же. 2005. № 6. Ст. 438.
Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»//Там же. 2005. № 6. Ст.439.
Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»//Там же. 2005. № 6. Ст. 440.
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы»//Там же. 2004. № 23. Ст. 2309.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2004 г. № 167 «Об удостоверении гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и учетной карте гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу»//Рос. газета. 2005. 11 февр.
Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 г. № 91-9 «Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга»//Вестник Законодательного Собрания СПб. 2001. № 1.
Закон Санкт-Петербурга от 29 июня 2002 г. № 334-33 «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающие государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга»//Там же. 2001. № 9.
Закон Санкт-Петербурга от 1 июля 2005 г. № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга»//Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 8.
Буравлев Ю. М. Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление. 2001.№ 1. С. 41-45.
Винокуров В. Квалификационные разряды государственных слу- жащих//Российская юстиция. 1996. № 5. С. 38-41.
Габричидзе Б. Н., Коланда В. П. Принцип профессионализма в государственной службе//Государство и право. 1995. № 12. С. 19-26.
Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций/В. В. Чубинский, В. И. Морозов, В. В. Волошин и др.; СЗАГС. СПб., 1998.
Куракин А В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (история и современность)//Государство и право. 2002. № 9. С. 35-48.
Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юрист, 1996.
Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: БЭК, 1997.
Старовойтов А А Кадры решают все//Экономика и управление. СПб., 1996. № 3.
Управление персоналом государственной службы: Учеб.-метод. пособие/Под ред. проф. Е. В. Охотского; РАГС. М., 1997.
Назад | Содержание | Вперед |