§ 2.2.1. Эндогамия, межгрупповой брак, экзогамия и табу на инцест

  Эндогамия. Термин "эндогамия" произошел от греческого endo - "внутри", gamia - "жениться", следовательно, эндогамия - брак между представителями специфического клана или определенной социальной группы.
  Эндогамная группа - группа, жестко ограниченная от других групп социальными различиями, такими как религия, и ценностями, посредством которых производится усиление групповой идентичности.
  Межгрупповой брак (intermarriage) (между представителями разных групп) - брак между членами двух жестко эндогамных, сильно различающихся обществ или субкультур. Это может произойти лишь в том случае, когда есть ясные эндогамные границы между различными группами, субкультурами или общностями.
  Имеются различные паттерны эндогамии - культурные, религиозные, расовые и социально-экономические.
  Эндогамия - тенденция людей, независимо от того, осознают они социальное или групповое давление или нет, выбирать себе партнеров из членов своей собственной группы. Эта тенденция основана на том, что социологи и психологи называют Мы-чувство. Под группой здесь понимается любая группа, с которой человек себя идентифицирует, к которой он принадлежит и ощущает свою принадлежность к ней, даже когда далеко от нее. Это чувство предполагает лояльность, принятие, симпатию, уважение и кооперацию. Аутсайдер же столкнется с безразличием, неприятием или антипатией. Вспомнив концепцию о "значимых других" можно сказать, что каждый человек принадлежит группе, состоящей из значимых для него людей. Большинство же людей, осознают они это или нет, имеют это чувство в отношении гораздо более широкого круга лиц, чем просто несколько значимых других.
  Ценности, определяемые "в-группе", могут быть религиозными, этническими, профессиональными, образовательными или социальными. В ряде западных обществ идентичность формируется преимущественно на основе расы, религии, этнической принадлежности и социально-экономического класса. Большинство групп с сильными религиозными, этническими, национальными и классовыми ценностями склонны к эндогамии: они вступают в брак в пределах своей собственной группы и поощряют или даже требуют от своих детей того же. Это не только сохраняет качественный состав группы, но так же усиливает групповую идентичность. Браки в данном случае столь же важны для семей новобрачных и всей общности, как и для самих молодоженов.
  Общества различаются по степени своей эндогамии: от резкого неприятия чужаков до вполне терпимого отношения.
  Экзогамия. Мы отметили тенденцию человеческих существ быть эндогамными. Но в большинстве обществ есть и другая сила - экзогамия, которая не одно и то же с межгрупповым браком. Экзогамия - не случайный брак с представителем другой группы, это требование, чтобы члены общества выбирали себе супругов из чужой группы. В то время как эндогамия налагает ограничения с одной стороны, экзогамия накладывает их с другой. Эта почти универсальная концепция идеально демонстрируется в ряде традиционных поселений, в которых люди должны выбирать партнера из своей касты - эндогамия, но за пределами своей деревни - экзогамия.
  Инцест и другие табу. Наиболее универсальное правило экзогамии касается инцеста и гомосексуализма. Даже в обществах, где закрывали глаза на гомосексуализм, например в классической греческой культуре, браки позволялось заключать лишь на гетеросексуальной основе по причине неразрывной связи между браком и рождением детей. Табу на инцест почти везде универсально. В античном Китае людям запрещалось выбирать супруга из однофамильцев, даже если общий родственник жил несколько тысячелетий назад. В древнем Египте брак между сестрами и братьями был распространен в целях сохранения аристократического положения, "голубой крови" и прав, которые в ином случае перешли бы по наследству чужаку. Использовались различные теории для объяснения запрета на инцест. Основная теория заключается в том, что инцест усиливает риск генных заболеваний. Однако это табу существовало задолго до того, как появилось знание о генетике, следовательно, здесь влияют какие-то другие факторы. Антрополог К.Леви-Стросс, который рассматривал брак как наиболее распространенные торговые отношения, считает, что табу не инцест это одно из многих правил обмена или торговли, которые существуют в любом обществе.
  В современных западных странах законы против инцеста запрещают браки между близкими родственниками.
  По мере того, как повторные браки становятся нормой, проблема инцеста усложняется. Разводы и повторные браки вызывают эффект, который Вирджиния Сатир назвала "смешанной семьей": разведенные люди со своими детьми от первого брака вступают в брак. Угроза смешанности повышается, если дети близки к подростковому возрасту.

Назад Содержание Вперед