5.3. Методы развития коммуникативной компетентности
Эффективность развития коммуникативной компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения .
К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения.
Традиционные методы обучения полезны при передаче информации о психологии людей, о методах и приемах, используемых в общении.
К традиционным методам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельную работу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы позволяют снизить затраты на обучение, дают возможность демонстрировать образец монологической и диалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковую культуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенции традиционные методы наименее эффективны.
Большие возможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения. К таким методам относят семинар, дискуссии, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решении. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем.
Повсеместно внедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют, электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемого материала и пошаговой оценкой его усвоения. Дистанционное обучение особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями, обучающихся на дому.
В зависимости от средств передачи информации при дистанционном обучении можно выделить:
• обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственного участия преподавателя;
• обучение посредством виртуального класса через сеть Интернет (веб-конференции), когда преподаватель и обучаемые одновременно находятся на одном и том же сайте в сети Интернет (синхронный режим).
Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции учащихся наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация методов обучения.
Каждый метод имеет свою область применения и ограничения. Если грамотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно развивать коммуникативные умения. Традиционные методы и дистанционное обучение помогут обучающимся освоить необходимые знания и умения в области коммуникации.
Активные методы и тренинги позволят овладеть навыками ситуативного общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции.
Методы развития коммуникативной компетенции (на примере урока русского языка)
Уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:
- решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;
- участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;
- выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;
- использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);
- создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций.
Широко использую активные формы обучения для формирования коммуникативной компетентности личности:
- групповая работа, работа в парах;
- семинары;
- ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка», «Компакт-опрос»);
- языковые игры («Перевёртыши», «Буриме»).
В педагогической практике «прижились» разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться:
• «Поговорки — зеркало настроения»,
• «Телеграмма»,
• «Давайте пошушукаемся»,
• «Точка зрения»,
• «Неоконченное предложение»,
• тестовые технологии Р. Амтхауэра и Л. Михельсона [13].
Рекомендуемая литература
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.
2. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модек, 1996. - 256 с.
3. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1998.
4. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально - психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХРЖ века». - Кисловодск, 2006.
5. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
6. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1985. - 166 с.
7. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4
8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА- М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. - 224 с.
9. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. - М., Гардарики, 2004.
10. Иванов Д.А., Иванова Л.Ф., Загвоздкин В.К., Каспржак А.Г. и др. Компетентностный подход как новое качество образования. - М., 2001.
11. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности. // Вестник МГУ. 1993. № 2.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1994.
13. Шатова Е.Г.Урок русского языка в современной школе. - М., 2007.
Назад | Содержание | Вперед |