§ 5. Свойства воли Божьей
Наделяя Бога как Духу разумом, откровение усвояет Ему и волю, утверждая, что Бог обладает всесовершеннейшей волею. «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6 : 10), — говорил Христос, уча в молитве учеников Своих предавать себя воле Божией. И Сам, молясь о мимоитии от Него чаши страданий, говорил: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22 : 42).
Воля Божия в Откровении изображается по существу своему необычайно свободною, по нравственному направлению всесвятою, по силе всемогущею, и потому наказывающей зло и направляющей добро или — всеправедной по отношению к тварям разумно свободным — требующею от них святости.
1. Свобода воли Божией состоит не только в том, что Бог в своих определениях и действиях совершенно не зависит от чужой воли или сторонних принуждений, побуждений и влияний, но и в том, что основание всех своих действий имеет в Самом Себе.
Воля Божия автономна — Бог Сам для Себя законодатель. Он живет на основании Своих, собственных внутренних определений, на основании совершеннейших идей Своего разума. Воля Божия определяется к действованию только сама собою, независимо ни от чего постороннего, поэтому она вполне и совершенно свободна. Никакой борьбы, никаких колебаний в выборе каких-либо различных побуждений — что наблюдается в человеческой воле, — в Боге нет, — поэтому она высочайше свободна. Такою и изображает ее Откровение. Так, Бог сотворил мир не по внешней или внутренней необходимости, а единственно по своему изволению: «Бог наш на небесе и на земле творит все, что захочет», — говорит Псалмопевец (Пс. 113 : 11). В промышлении о мире также проявляется свобода воли Божией: «по воле Своей (Он) действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал» (Дан. 4 : 32). Самое искупление людей совершено по предвечной воле Божией, ибо Отец Небесный «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1 : 5).
Возрождение и освящение человека также есть дело исключительно воли Божией, о чем так говорит апостол Иаков: Бог «восхотев родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1: 18).
Некоторые возражали против свободы, если, говоря, как можно приписывать хотения воли тому существу, которое ни в чем не имеет нужды и так скоро выполняет Свои решения, как только они появятся? Или еще: как представить себе свободу без акта выбора и колебаний? На это еще святой Иоанн Дамаскин отвечал в том смысле, что отсутствие в воле Божией свойства выбора не есть признак отсутствия самой воли, а признак отсутствия той ограниченности, которая неизбежно в воле конечной.
2. Святость воли Божией. Свобода воли Божией может направляться только на добро, ибо идеал свободы состоит в осуществлении добра. Отсюда воля Божия приобретает новое свойство — святость. Святость воли Божией состоит в том, что она (воля) в Своих стремлениях и действиях определяется и руководствуется представлениями и помыслами об одном только высочайшем добре, причем эти стремления всегда совпадают с самым их осуществлением, а не остаются одними только благими пожеланиями. Поэтому Бог чист от греха и не может согрешать. Поэтому и в тварях Он любит только добро и ненавидит зло.
Откровение наделяет этим свойством Бога, когда изображает Его говорящим о Себе: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19 : 2) , а ангелов изображает славящими Господа поению: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его» (Ин. 6 : 3). По свидетельству новозаветного откровения, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1 : 5), так что Он даже «не искушается злом». Будучи свят и пресвят, Бог и в тварях ненавидит зло и любит только добро: «Мерзость пред Господом — коварное сердце; но благоугодны Ему непорочные в пути», — говорит Премудрый (Притч. 11 :20).
Такое состояние свободы воли Божией, что она может хотеть и делать только добро и не может делать зла, есть проявление чистейшей или высочайшей свободы. Для человеческой воли такое состояние свободы есть идеал, к которому человек постепенно и частично лишь может приближаться при содействии благодати Божией. Если воля людей, при самых правильных и постоянных стремлениях своих к добру, только постепенно и частично достигает осуществления своего нравственного идеала, а при этом весьма часто падает, то причиной этого служит естественная слабость и ограниченность ее сил. Но воля Божия так же бесконечна, как бесконечно все существо Божие, она всемогуща. И полною и совершенною святостью она обладает в силу ее всемогущества. Так выясняется новое свойство воли Божией — всемогущество.
3. Всемогущество воли Божией состоит в том, что Бог приводит к исполнению все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, так, что никакая посторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия. Откровение ясно учит о всемогуществе Божием. Приготовляя Авраама к обетованию о рождении от него сына и произведении многочисленного потомства, Господь говорит о Себе: «Я всемогущий» (по-еврейски «Шадлай» — Быт. 17 : 1). Архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении от Нее сына Иисуса Христа, говорит: «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1 : 37). Ту же мысль о всемогуществе Божием Откровение выражает, когда называет Бога «Господом сил», «Богом сил», «единым сильным», утверждая, что «невозможного же для Него ничего нет» (Иов. 42 : 3), то есть нет ничего невозможного для Бога. Вовне всемогущество воли Божией открылось в создании мира единым словом: «Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел и явилось» (Пс. 32 : 9). Затем оно постепенно открывается в делах промышления Божия, и с особенной ясностью и наглядностью проявляется в чудесах. О первом особенно ясно говорит Псалмопевец: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают; отверзаешь руку Твою — насыщаются благом. Сокроешь лице Твое — мятутся; отнимешь дух их — умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103 : 27-30).
О проявлении всемогущества Божия в чудесах тот же Псалмопевец говорит: «Кто Бог так великий, как Бог (наш)! Ты — Бог, творящий чудеса» (Пс. 76 : 14-15). И в другом месте свидетельствует: «Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса» (Пс. 71 : 18). Он может даже «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму», — как говорил Иоанн Креститель в своей проповеди фарисеям (Мф. 3 : 9), но действительно делает только то, что согласно с Его нравственною природою. Его всемогущество, следовательно, не физического, а нравственного характера. Этим сразу разрешаются разные софические возражения против всемогущества Божия.
Так, говорят, Бог не может творить зла, не может грешить, не может прошедшего сделать настоящим, или чтобы 2х2 было 10, а не четыре и т.д., следовательно, Он — не всемогущ. В основе всех этих рассуждений лежит неправильное понятие о всемогуществе Божием: Всемогущество Божие состоит не в том, чтобы делать все, что нам вздумается, а в том, чтобы делать все, что не противоречит природе Божественной. Если же Бог не хочет и не делает того, что противно Его всесовершеннейшей природе и Его всесовершеннейшему разуму, то это показывает не слабость и бессилие воли, а напротив — ее силу и могущество.
Подобным же образом разрешаются недоумения, высказываемые по поводу святости и всемогущества Божия. Так говорят, согласно ли с святостию всемогущего Бога существование зла в мире физическом и особенно в мире нравственном? Отцы Церкви указывали на то, что злонравственное есть грех; грехи происходят от злоупотребления человека своею свободною волею (а не от Бога); давши человеку свободную волю. Бог не хочет лишать человека этого дара, так как свободою обуславливается и добро нравственное, то есть добродетель. Зло физическое есть следствие зла нравственного, то есть греха; следовательно, опять-таки виновен в ном не Бог, а человек.
Цель физического зла (неурожай, землетрясения, болезни и проч.) — исправление грешных людей к возбуждению их к добру, следовательно, посылаются они с благою целью. Равным образом, Бог только попускает зло нравственное, например, ожесточение сердца фараонова, или сердца израильского народа, а не Сам производит это ожесточение; также только попускает искушения для того, чтобы сокровенные свойства человека выявились в действии.
4. Правда Божия. Святость и Всемогущество Божие являются основанием для нового свойства воли Божией — правды. Правда воли Божией проявляется в двух действиям: в правде законодательной, дающей. Закон святости, и в правде мздовоздаятельной (или Правосудии), воздающей нравственным существам по заслугам. На оба эти действия указывает Апостол, когда говорит о Боге, что Он «един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак. 4 : 12).
Законодательная правда Божия состоит в том, что Бог, будучи свят, дает и людям святой и праведный закон нравственный, требующий от них святости и нравственного совершенства. Через Моисея Господь внушал народу еврейскому: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:2).
Спаситель мира также учит: «итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5 : 48).
Будучи же всемогущей, воля Божия и охраняет данный им закон, награждая за исполнение его и наказывая за нарушение. Это правда Божия — мздовоздаятельная или правосудие.
В Откровении выражается общая мысль о правосудии Божием, когда говорится, что «Бог судия праведный и крепкий» (Пс. 7 : 12). «Праведен Господь и правды возлюби» (Пс. 10 : 7).
Это же свойство правосудия Божия указывается и там, где говорится, что Бог награждает праведников за все доброе и наказывает грешников за их злодеяния.
Так апостол Павел пишет о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4 : 7-8). О наказании грешников Святое Писание свидетельствует: «ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1 : 18), и еще: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12 :
В качестве возражения против правосудия Божия обычно указывают на благоденствие грешников и страдания праведников. Но при этом опускается из внимания, что бедствия праведников и благосостояние грешников весьма часто зависит от людей, от их несправедливости и пристрастия, а не от Бога, что добрые люди при внешних тягостях своего положения пользуются драгоценными внутренними благами — миром душевным, а грешники, при внешнем благополучии испытывают внутренние мучения, что бедствия праведникам посылаются с целью испытания и утверждения их в добре, а благоденствия грешных имеют целью побудить их к покаянию, что настоящая земная жизнь есть вообще время подвигов и воспитания для вечности, что полное воздаяние за добро и зло будет иметь не в этой жизни, а в будущей, когда праведники просветятся, как солнце, в царстве небесном, а злые будут ввергнуты во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов.
Назад | Содержание | Вперед |