5.2. Изучение микросреды как основа профессиональной деятельности социального педагога
Микросреда та часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействуют личность или другие субъекты в процессе своей жизнедеятельности (семья, коллектив, друзья и т.п.).
Местожительство в условиях города, посёлка, села представлено микрорайоном - территориальной единицей деления, в рамках которой осуществляется деятельность органов власти с населением конкретного жилого массива по всем направлениям - культурно - бытовому, медицинскому, торговому, образовательному, жилищно - коммунальному. Микрорайон - это часть поселения с более или менее развитой инфраструктурой жизнеобеспечения населения.
Местожительство рассматривается как наиболее стабильная из внешкольных сфер жизнедеятельности детей (С. А. Беличева, А. И. Малащенко, М. Мирошкин, М. М. Плоткин, Т. Сорокин). Это часть микросреды, активно влияющая на личность; через нее ребенок входит в реальный мир; в ней он реализует свои личностные потребности в общении, познании окружающего мира, в самоутверждении, активной деятельности; учится заботиться об окружающих; строит свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Микросреда по месту жительства представлена разновозрастным составом, широкими социальными связями, неформальным характером взаимоотношений, добровольностью выбора целей, форм, видов деятельности.
Ей свойственны противоречивость и стихийность, что потенциально провоцирует асоциальные и антисоциальные процессы и явления, выступающие причинами разнообразных девиаций в развитии ребенка.
Местожительство — это и сфера организации досуга детей и молодежи, развития их интересов, способностей; формирования образа жизни; проявления детско-юношеской субкультуры.
Местожительство отражает характерологические черты внешкольной сферы: широкий социальный характер. Именно по месту жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе, что способствует развитию их тесных контактов, совместной деятельности, расширению взаимовлияния. Эти обстоятельства способствуют активизации взрослых в воспитании детей.
Местожительство — это семейно-бытовая микросреда. В силу территориальной близости к семье социально-педагогическая деятельность в жилом массиве, микрорайоне, доме позволяет отслеживать и корректировать воспитательное влияние семьи на ребенка; осуществлять помощь и поддержку семей, переживающих трудную жизненную ситуацию.
Как микросреда сверстников оно удовлетворяет основные потребности общения и деятельности ребенка. В подростковом возрасте сверстники становятся референтной группой, и ее влияние становится доминирующим, во много раз превышающим по силе влияние школы и семьи. Дворовая и уличная тусовки становятся эталоном поведения, мировоззрения, речи, внешнего вида. Обследование ближайшего окружения сверстников в процессе социально-педагогической деятельности позволяет социальному педагогу выявить не только характер влияния на ребенка, но и своевременно его скорректировать.
Местожительство в условиях города, поселка, села представлено микрорайоном — территориальной единицей деления, в рамках которой осуществляется деятельность органов власти с населением конкретного жилого массива по всем направлениям - культурно-бытовому, медицинскому, торговому обслуживанию, образовательному, жилищно-коммунальному. Иначе говоря, микрорайон представляет собой часть поселения с более или менее развитой инфраструктурой жизнеобеспечения населения.
При анализе микрорайона необходимо знать его место в пространстве города: центральный микрорайон или «спальный»; располагается в исторической части или в районе современной застройки; находится в промышленной зоне или удален от фабричнозаводских предприятий; в экологически безопасной части города или неблагополучной; на густонаселенной или на относительно малонаселенной территории города и т. п.
Значимым является учет архитектуры и типа застройки. Как правило, архитектурный рисунок микрорайонов исторической части больших и малых городов России имеет свою эстетику, в которой отражается своеобразие стилей, традиций. Проживание в таком микрорайоне формирует чувство принадлежности к городу, его истории. Конечно, архитектура исторической (центральной) части крупного города (мегаполиса) богаче и колоритнее архитектуры малого города, но ее влияние на воспитание личности не менее сильное. Другое дело - современная архитектура зданий с преобладающими прямоугольными линиями («коробка») и серым цветом. Это как раз то, что можно обозначить словами «однотипность», «одинаковость». Такая однотипность влияет на личность и нередко способствует формированию индифферентного отношения населения к своему месту жительства.
Важным элементом является также тип микрорайона с точки зрения застройки - индивидуальные (частные) дома или многоэтажные, многоквартирные (по типу «муравейников»).
Микрорайон это люди с их семейной, производственной, личной жизнью. Знание национального (а в настоящее время в России становится актуальным знание и расового) состава жителей, их социального, и профессионального уровня; полового, образовательного состава является необходимым при изучении условий жизнедеятельности ребенка.
Необходимыми данными служат сведения о соотношении взрослого и детского населения. Преобладание детей в микрорайоне способствует развитию системы социально-педагогических учреждений: школ, учреждений дополнительного образования, центров досуга. По крайней мере, если такая система не развита, факт преобладания детского населения заставляет местные власти решать вопросы обеспечения образования, организации свободного времени детей и в целом их права на развитие, помощь и поддержку.
Микрорайон - это одновременно сфера производства, бытового обслуживания и правовой защиты населения. Объектом обследования в данном случае является наличие и функционирование промышленных предприятий (заводов, фабрик, трестов, строительных управлений, баз, станций техобслуживания и т. п.); учреждений бытового обслуживания (банно-прачечных комбинатов, парикмахерских, ремонтных мастерских, ателье, магазинов и т. п. ); учреждении правовой сферы (юридические конторы, посты милиции, пункты охраны правопорядка, детская комната милиции и т. п. ).
Обследование образовательной среды микрорайона включает фиксацию количества образовательных учреждений, их типов (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, прогимназии, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, вузы, колледжи, лицеи, ПУ), а также занятость в них детского населения микрорайона.
Обязательным объектом изучения выступают социально-педагогические учреждения и службы микрорайона: детские дома, дома-интернаты; центры реабилитации несовершеннолетних; центры помощи семье и детям; центры социальной защиты населения и т. п.
В условиях социальной напряженности общества, увеличения доли криминальных действий среди молодежи и других групп людей объективно необходимым для социального педагога становится знание о проживании на территории микрорайона людей с криминальным настоящим и прошлым, их образа жизни. Именно такие личности представляют реальную угрозу для детского населения: они выступают источниками антисоциального опыта.
Одним из ведущих направлений исследования микрорайона выступает анализ семьи: общее количество семей; количество полных и неполных; бездетных семей, семей, имеющих одного, двух детей; многодетных; многопоколенных и однопоколенных; семей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста. Значимым для современной ситуации воспитания и социализации подрастающего поколения является факт трудовой занятости взрослых. Примеры созидательного труда, удачной профессиональной деятельности, востребованности знаний взрослого человека являются важными образцами поведения и деятельности для всех детей, проживающих в микрорайоне, дворе, отдельном доме. Субъективно работающий взрослый выступает в сознании ребенка именно как достойный подражания, т. к. наряду с ним существует и тот, кого «сократили», «уволили» и т. д. Ребенок нередко воспринимает такого человека как « неуспешного», «ненужного».
Факт трудовой занятости взрослого населения в микрорайоне имеет и более широкое воспитательное значение. Объективно отсутствие работы (по разным причинам) формирует риск попадания людей в сферу асоциальных занятий (пьянство, бродяжничество) и антисоциальной практики (воровство, насилие). Пример жителей микрорайона, регулярно «инспектирующих» мусорные контейнеры, собирающих стеклотару и прочий хлам для продажи, имеющих неопрятный внешний вид, ни в коем случае не способствует воспитанию, а действует разрушительно на еще неокрепшее мировоззрение и поведение ребенка.
Обобщая данные обследования, социальный педагог получает характеристику микрорайона, включающую:
- карту-схему жилых домов и других объектов;
- описание природной и материально-бытовой среды проживания населения;
- количественную характеристику жителей (количество взрослого и детского населения);
- число работающих граждан и пенсионеров;
- количество безработных;
- половой состав;
- национальный состав населения;
- социальный и профессиональный состав;
- образовательный уровень жителей; количество семей в микрорайоне;
- их типы (В. Ф. Бочарова; М. М. Плоткин; А. И. Малащенко).
Приведем пример обследования микрорайона. В качестве цели обследования выступает составление социального паспорта микрорайона как компонента микросреды социализации и воспитания ребенка.
I этап. Сбор информации
Информация включает:
1) социальную характеристику микрорайона (место расположения, время и характер застройки, наличие производственных предприятий, учреждений образования, культуры, спорта, бытового обслуживания, транспортные коммуникации).
Методы исследования: опросы, интервью, анкетирование, изучение документации;
2) характеристику населения (половозрастной состав, уровень образования жителей, профессиональная занятость, социальное положение, национальные и этнические группы; детское население микрорайона — учащиеся школ, воспитанники детских садов, дети школьного возраста, утратившие связь с образовательным учреждением; опекаемые дети).
Методы исследования: опрос, анкетирование, изучение документации;
3) определение развития и уровня функционирования социально-педагогической инфраструктуры (обеспеченность образовательными учреждениями основного и дошкольного образования, степень удовлетворенности населения микрорайона их работой; организация микрорайонной структуры управления, Степень активности и инициативы населения, организация жизни детей, наличие традиций; состояние преступности, как детской, так и взрослой).
Методы исследования: анализ документации, наблюдение, беседа.
II этап. Обработка и систематизация информации
Суть этапа заключается в дифференциации выявленных факторов по отдельным направлениям, а также их суммирование и количественное выражение.
III этап. Конструирование выводов
Вывод в данном случае — это целостная характеристика о микрорайоне, о его явных и скрытых возможностях, позитивных и негативных факторах социализации и воспитания подрастающего поколения.
Назад | Содержание | Вперед |