2. Типология личности
Каждое общество формирует соответствующий ему социальный тип личности. Процесс этот сложен и многократно опосредован. В одних и тех же объективных условиях в результате разного субъективно-оценочного отношения к ним могут складываться разные типы личности.
В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. М. Вебер выделял типы личности, исходя из степени рациональности социального действия. Для К. Маркса отправной точкой типологии личности являлась ее формационная и классовая принадлежность. Известный философ Э. Фромм брал за основу типологии личности структуру характера большинства носителей одной и той же культуры.
В современной социологии широко распространена типология личности на основе ценностных ориентаций - традиционалисты, идеалисты, реалисты и гедонистические материалисты.
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. У них весьма слабо выражены такие качества, как стремление к самореализации, самостоятельность.
Идеалистам, наоборот, свойственны критическое отношение к традиционным нормам, независимость в суждениях и пренебрежение авторитетами, установка на саморазвитие.
Реалисты сочетают стремление к реализации с развитым чувством долга и ответственности, самодисциплиной и самоконтролем.
Гедонистические материалисты ориентированы на немедленное получение удовольствий и удовлетворение потребительских желаний.
В социологии применяется также типологизация, представленная модальным, базисным и идеальным типами личности. Модальный тип личности - это реально преобладающий в данном обществе. Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям определенного этапа развития общества. Наконец, идеальный тип личности - это ориентир на будущее, как, например, всесторонне и гармонически развитая личность у К. Маркса.
В зависимости от характера взаимодействия личности и системы выделяют следующие социальные типы: общественно - индивидуальный, индивидуально-общественный, казарменный, эгоистический и конформистский.
Общественно - индивидуальный тип -это человек, соразмеряющий свои поступки с общественными нормами.
Индивидуально-общественный тип - это человек, приспосабливающий общественные нормы к своим возможностям и интересам.
Казарменный тип - человек, который может жить только в условиях социальной системы с жестким распорядком. Идеи казарменного строя характерны для утопического социализма и фашизма.
Эгоистический тип - это человек, для которого личные интересы превыше всего. Во имя их реализации он готов на все, включая нарушение правовых и моральных норм.
Наконец, конформистский тип личности - это соглашатель, стремящийся приспособиться ко всему и ко всем, делающий ставку на сильную сторону, легко меняющий свои ориентиры.
В любом обществе представлены все эти типы, но их количественное соотношение различно. Так, для западных обществ, особенно США, наиболее характерен индивидуально-общественный тип. В Северной Корее и на Кубе доминирует казарменный тип личности.
В СССР системой формировался и превалировал общественно - индивидуальный тип личности. Перестройка и реформы увеличили удельный вес индивидуально-общественного и эгоистического типов личности, особенно среди молодежи. Большая же часть населения сохранила свой прежний социальный тип или пополнила конформистский.
Существенный вклад в разработку типологии личности внесла и отечественная наука. Известный русский правовед Л. Тихомиров различал два типа личности по такому критерию, как уровень самостоятельности. По его мнению, государство, развивающееся на основе сильного психологического типа, имеет большие перспективы, чем государство, опирающееся на слабый психологический тип личности.
С таким подходом к человеческим типам перекликается концепция «пассионарности», предложенная нашим современником Л. Н. Гумилевым в книге «Ритмы Евразии». В соответствии с этой концепцией человеческие типы классифицируются с позиции их социальной активности.
Первый тип - это люди, которые располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Они работают для своего жизнеобеспечения.
Второй тип - это люди с избытком энергии. Ее больше, чем это необходимо для простого жизнеобеспечения. Поэтому такие люди стремятся к более высоким целям, нередко идеальным. Этот тип людей - «пассионарии».
К третьему типу относятся люди пассивные с недостаточной энергией. Они стремятся не к активной трудовой деятельности, а к жизни за счет других. По определению Л.Н. Гумилева, это - «субпассионарии».
Соотношение этих трех типов в каждом этносе постоянно меняется. Такие перемены обуславливают пассионарность уже на уровне популяции.
Из вышеизложенного следует, что социальный тип личности отражает влияние общественной системы на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Общественная система стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма и расчетливости, отношения в сфере производства формируют тягу к кооперации.
Действует и механизм обратного влияния личностных качеств на возникновение общественных систем. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания под воздействием ценностей протестантизма (упорный труд, самодисциплина и самоограничение; приумножение денег без расточительства; личный успех как ключ к спасению) стимулировали развитие капитализма.
Назад | Содержание | Вперед |