1. Сущность и эволюция «женского вопроса»

  Понятие «женский вопрос» по своему содержанию широкое. Оно охватывает социальное положение женщин во всех сферах общественной жизни и, прежде всего, в экономике, политике, проблемы их дискриминации, организации действий в защиту своего правового и фактического равноправия.
  Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав:
  - на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции);
  - на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце 19 в.);
  - на участие в выборах (суфражистки в начале 20 в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, т.к фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.
  Отправным пунктом решения «женского вопроса» в нашей стране следует считать 1918 г., когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни — гражданских и юридических правах, труде, образовании, семейной жизни — был не только провозглашен, но и закреплен в первой Конституции Советского государства, ряде других политических актов.
  Уже в 1918 г. проходит первый Всероссийский съезд женщин — работниц и крестьянок, тогда же создаются женотделы, которые ведут культурную, воспитательную и организационную работу среди женщин. Движение женщин за равноправие принимало в стране все более массовый характер. Оно встречало поддержку и со стороны мужчин. Традиционные взгляды в обществе на отношения между полами начали изменяться. В значительной степени это было обусловлено тем, что женщины приобретали экономическую самостоятельность, правовую независимость, получали равное с мужчинами образование. Проводились массовые дискуссии по различным аспектам отношений между мужчинами и женщинами: брак и семья, свободная любовь, родительский дом, свобода женщины распоряжаться собой и своим телом.
  В эти же годы, несмотря на переживаемые страной военно-экономические трудности, развивалась женская периодическая печать: журналы «Коммунистка», «Работница», «Крестьянка», «женские странички» в ряде центральных и местных газет, издания серии книг и брошюр «Библиотечки для женщин». Все это способствовало распространению идей о равноправии в стране. До 1926 г. продолжали выходить и некоторые популярные издания для женщин, существовавшие еще в дореволюционное время.
  Однако первоначально демократическая социальная политика в отношении женщин постепенно трансформировалась, менялась. В 1934 г. под предлогом, что в большинстве центральных районов страны решена женская проблема, была свернута, а затем и прекращена особая работа среди женщин. Мотивировалось это тем, что большинство женщин вовлечено в общественное производство в городе и в кооперативной деревне, и таким образом преодолена их социальная отсталость.
  Общие идеологические и социально-экономические процессы в нашей стране оказали специфическое влияние на положение женщин. Индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук. Распределение продуктов по карточкам, реализация лозунга: «Кто не работает тот не ест» обеспечивали почти стопроцентную и мужскую и женскую вовлеченность в общественное производство. Коллективизация и массовое раскулачивание подорвали экономические основы патриархальной сельской семьи и тем самым также вынудили женщину идти на заработки в колхоз или в город. Чаще всего, как в городе, так и в селе, это была непрестижная малооплачиваемая работа. Уже к 1940 г. удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих составил 38,9 %. Резко возрос данный показатель в военный и послевоенный период.
  Но в таком виде дарованное женщине «право на труд» явилось не средством обретения экономической независимости, а дополнительным механизмом эксплуатации, добавившим к традиционным семейным обязанностям женщины еще и трудовые. Политика в отношении женщин стала определяться с позиции того, что они должны дать обществу. Нужны были стране рабочие руки — иди и работай, понадобится повысить рождаемость — иди и рожай, причем в послевоенные годы этому способствовали такие правовые санкции, как запрещение разводов, абортов и подачи исков на установление отцовства и взыскание алиментов.
  Несмотря на некоторые дискриминационные меры, российские законы в отношении равноправия женщин были самыми прогрессивными и оказали существенное воздействие на «женское» законодательство в других странах. Кроме того, не сбрасывая со счетов волюнтаристские подходы и трудности 30-х гг., следует признать опыт решения «женского» вопроса в нашей стране бесценным и остро необходимым в современных условиях возрождающегося женского движения в России. Ведь отношение к женщине у нас до сих пор патриархально-функциональное: отдайся и терпи. Общество использует потенциал и силы женщин на производстве, в семье, в общественной жизни, не особенно заботясь о том, что оно дает ей в свою очередь.
  Итог социальных трансформаций в России состоит в том, что фактически женщин лишили многих социальных завоеваний: резко снижен их социальный статус, которым они располагали в обществе до так называемой перестройки. Общество пришло к социальной дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни. Изменился социально-психологический настрой в женском социуме: среди женщин усилились за два последних года чувства пессимизма (с 8 до 12 %), растерянности (с 9 до 15 %), неуверенности (с 24 до 31 %). Оценили свое психологическое состояние как «душевный подъем» лишь 1,6 % опрошенных российских гражданок, как оптимизм — 8 %.
  Женщины с большим трудом адаптируются к новым политическим условиям, сложившимся в обществе, при этом видоизменяя не только общую направленность своего социального поведения, но и конкретные поступки в конкретных сферах деятельности. Фактически положение женщин в России — это пример нарушения важнейших положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г и вступившей в силу в сентябре 1981 г.

Назад Содержание Вперед