5.4. Социальные, экономические и культурные права ребенка
Совокупность социальных, экономических и культурных прав и свобод ребенка имеет своей целью охрану его здоровья, удовлетворение материальных, социальных и нравственных потребностей, обеспечивающих развитие личности и ее достойное существование.
Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Более подробно предпринимательскую деятельность несовершеннолетних регламентирует ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающие полной дееспособностью, вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей; до 18 лет несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью в случае вступления в брак или приобретения полной дееспособности в результате эмансипации.
Ст. 35 Конституции гарантирует право частной собственности, владения, пользования и распоряжения собственным имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Возможностью иметь имущество в собственности ребенок обладает с момента рождения, право на распоряжение имуществом возникает у него по мере взросления и приобретения дееспособности.
Согласно ст. 36 Конституции ребенок вправе иметь в частной собственности землю. Ст. 37 Конституции провозглашает, что труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Несовершеннолетний вправе заниматься трудовой деятельностью при определенных условиях, регламентированных Трудовым кодексом РФ.
Ст. 38 Конституции особо выделяет государственную функцию по защите материнства, детства и семьи.
Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, гарантируется государством (ст. 39 Конституции).
Важную социальную значимость для ребенка имеет право на жилище (ст. 40 Конституции), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции), на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции).
Для развития личности ребенка решающую роль играет образование, гарантированное каждому ст. 43 Конституции, а также общедоступность и бесплатность образования. Отход от принципов общедоступности и бесплатности образования всегда будет являться шагом назад в социальной государственной политике. «Если, по-вашему, образование обходится слишком дорого, испробуйте Невежество», - утверждает американский профессор права Дерек Бок.
Право на участие в культурной жизни общества (ст. 44 Конституции) включает в себя возможность пользования учреждений культуры и доступ к культурным ценностям. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Усвоение с детства особенностей культуры народа и государства, в котором ребенок родился и развивается, имеет первостепенное значение для его патриотического воспитания и становления как гражданина.
Конституционно-правовой статус ребенка следует относить к общему правовому статусу, присущему любому гражданину нашего государства.
Юридическими гарантиями обеспечения гражданских прав и свобод несовершеннолетних является Конституция РФ и иные законодательные акты, соответствующие ей.
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Правовые механизмы предупреждения нарушений конституционных прав и свобод несовершеннолетних предусмотрены в нормах Конституции РФ. В ст. 45 установлено, что государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. На органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений возложена обязанность соблюдения Конституции РФ и ее законов (ч. 2 ст. 15 Конституции).
В правовом государстве наиболее эффективным способом защиты прав и свобод является судебная защита. Такая защита гарантирована каждому гражданину ст. 46 Конституции РФ. В данной статье предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Особенностями защиты прав и законных интересов ребенка является возложение подобной защиты на родителей (лиц, их заменяющих), а в случаях, предусмотренных СК РФ, на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (ч. 1 ст. 56 СК РФ).
В случае нарушения прав ребенка его родителями (лицами, их заменяющими) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Должностные лица, организации и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ч. 3 ст. 56 СК РФ).
Международные стандарты в области прав и свобод ребенка и Конституция РФ в целом определяют направления правовой защиты детства и семьи во всех сферах общественной жизни, однако реальная ситуация с защитой прав детей в России еще далеко не идеальна. Проблемы принятия качественных законов в этой области и их эффективного исполнения еще ждут своего решения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Содержание конституционно-правового статуса ребенка.
2. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод ребенка.
3. Правовые механизмы предупреждения нарушения конституционных прав и свобод несовершеннолетних.
4. Привести примеры логического несоответствия юридических формулировок в Конституции РФ
Назад | Содержание | Вперед |