5.2. Проблемы совершенствования судебно-психологических экспертиз

  Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом - психологом - в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу, а именно заключения эксперта-психолога. СПЭ обычно является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных судом перед экспертизой вопросов.
  В процессуально-содержательном плане различают следующие типы экспертиз:
  а) по месту проведения (амбулаторная, стационарная, в суде);
  б) по формально-процессуальному аспекту (первичная, дополнительная, повторная);
  в) по процессуальному положению подэкспертного (экспертиза обвиняемого, экспертиза потерпевшего, экспертиза свидетелей и т. д.).
  Результаты экспертной работы (в том числе и комиссионного характера) оформляются в виде заключений (или актов), которые должны включать в себя: введение, описание результатов исследования и их обсуждение с формулировкой ответов на вопросы, поставленные судом перед экспертизой. Во введении указывается время и место проведения СПЭ, дается ссылка на постановление органа, явившееся основанием для проведения экспертизы, указывается фамилия и судебный статус подэкспертного, а также краткие обстоятельства дела. Далее перечисляются источники сведений, использованных экспертизой: изученные материалы дела, методы клинико-психологического, психодиагностического и экспериментального исследований. Этот раздел имеет важное процессуальное значение, т. к. доказательную силу результаты экспертизы приобретают только в том случае, если для их получения были использованы специфические, только данному виду экспертизы присущие методы исследования.
  Изложение результатов экспертизы традиционно начинается с данных психобиографического исследования, подчеркивая те сведения, которые имеют непосредственное отношение к решению поставленных судом перед экспертом вопросами. Формулировка ответов на поставленные вопросы должна осуществляться на основе результатов конкретного обследования и делаться в целенаправленной форме, закономерно отражающей все предшествующие обсуждения и не вызывающей сомнений в резюмирующем обобщении.
  С целью установления истины в судопроизводстве чаще всего назначаются следующие виды СПЭ, учитывающие специфику субъектного состава дел:
  1) экспертиза по установлению эмоциональных состояний;
  2) экспертиза по выявлению способностей стороны в полной мере осознавать значение своих действий и/или в полной мере руководить ими;
  3) экспертиза по определению способностей потерпевших, свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания;
  4) экспертиза по определению личностных особенностей сторон в деле (психологическое портретирование);
  5) исследование особенностей профессионального функционирования людей в человеко-машинных системах;
  6) экспертиза по определению содержания и иерархии основных мотивационных линий личности;
  7) экспертиза по наличию или отсутствию у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
  В связи с тем, что по многим из указанных видов экспертиз в контексте конкретного типа дел (уголовных, гражданских и пр.) еще существует ряд дискуссий методолого-теоретического и методологического характера (например, какие именно задачи могут и должны решать СПЭ; как соотносить данные СПЭ с категориями, используемыми в законах и др.), то остановимся на практике проведения кон - кретных психологических экспертиз в суде более подробно.
  В отношении первой из указанных видов экспертизы - установление эмоциональных состояний - споры среди юристов и психологов ведутся, прежде всего, в аспекте сути правового термина «состояние внезапно возникшего волнения» (ст.104,110 УК РФ). Так, юристы обычно настаивают на необходимости исследования возможности возникновения лишь в момент преступления у человека состояния аффекта - внезапно возникающего кратковременного состояния крайнего психического перевозбуждения и бурных реакций, характеризующихся сужением сознания. Психологи же считают, что помимо различных типов аффектов следует исследовать возможное наличие других негативных эмоциональных состояний (дистресс, фрустрация, кризис и пр.), которые могут влиять на способности человека к осознанию своих действий и управлению ими.
  На различных стадиях исследования/установления так называемых фактов первой и второй степени должны решаться следующие задачи:
  - выявление предрасположенностей к аффекту: основных, связанными со сложившимися свойствами личности, и актуальных, вызванных имевшимся неблагоприятным функциональным психофизиологическим состоянием (из-за постоянной интоксикации, переутомления, эмоционального потрясения, бессонницы и пр.);
  - определение вида воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего) и в целом роли окружающей среды как фактора поведения;
  - анализ действий субъекта во время возникновения негативного эмоционального состояния и после него;
  - анализ отношения самого действовавшего лица к своим действиям.
  Решение этих задач позволяет эксперту-психологу сделать выводы и о том, повлияло ли (и если да, то каким образом) эмоциональное состояние на способность лица в конкретной ситуации осознавать фактическое содержание своих действий и на его возможности в полной мере осознанно руководить ими. В случае установления состояния физиологического аффекта подэкспертный признается судом вменяемым и соответственно несущим юридическую ответственность. В случае обнаружения патологического аффекта требуется дополнительная судебно-психологическая экспертиза, чтобы выявить лежащие в его основе психопатологические изменения личности (например, маниакально-депрессивный синдром, различные навязчивые идеи, осознаваемые субъективно как реальные, и пр.). При обнаружении аномального аффекта, вызванного патологически измененными закономерностями развития из-за определенных внешних воздействий (алкоголь, наркотики, интоксикация) уже требуется проводить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
  При установлении в СПЭ других эмоциональных состояний (например, дистресса, кризиса, фрустрации и пр.) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы (ст.77 ГПК), чтобы профессионально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияний на способность лица в определенной мере отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими.
  При назначении судом второго из указанных выше видов экспертизы - в отношении установления способности испытуемого (например, как взрослого, так и несовершеннолетнего) в полной мере осознавать значение своих действий и/или в полной мере руководить ими - на разрешение эксперту обычно ставятся следующие вопросы:
  - не характеризуется ли испытуемый отставанием в психическом развитии, не связанном с патологией психики;
  - имеются ли у него иные (и какие именно) особенности в развитии эмоционально-волевой и других сфер личности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и пр.).
  В практике СПЭ часто возникают случаи необходимости исследовать способности потерпевших правильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление. Жертв изнасилования можно при СПЭ относить к следующим трем специфичным группам:
  - группе случайных жертв (здесь всегда есть определенная оборонная позиция по отношению к агрессору);
  - группе неосознанно провоцирующих сексуальное поведение преступника (это женщины, легко устанавливающие случайные знакомства, демонстрирующие при общении личную сексуальную опытность, но застигнутые врасплох развитием событий);
  - группе «жертв», сознательно провоцирующих сексуальное поведение преступника с предполагаемой целью в последний момент выйти из сложившейся ситуации (но это им, однако, часто сделать не удается).
  Психологически обоснованное (после результатов специального обследования) отнесение взрослых потерпевших по делам об изнасиловании к одной из указанных групп предоставляет суду возможность более адекватно вскрывать истину.
  Более сложный характер носит экспертиза несовершеннолетних потерпевших, т. к. здесь требуется глубоко изучить как возрастные особенности психики жертвы, так и осуществить тщательный анализ особенностей воспитания, уровня осведомленности в области половых отношений и понимания их социально-биологического значения. Однако даже самое полное понимание несовершеннолетней потерпевшей характера и значения совершаемых с ней действий не говорит о столь же полной способности оказывать сопротивление. В этом отношении первостепенное значение имеют исследования эмоционально-волевой сферы потерпевшей, ее способности противостоять ситуации угрозы, психологического давления и т. д.
  Центральными вопросами третьего из выше указанных видов экспертизы - установление способности лица (стороны, свидетеля) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания - выступают следующие:
  - какими индивидуальными сенсорными (т. е. органов чувств), а также иными психофизиологическими и личностными особенностями характеризуется испытуемый;
  - мог ли он с учетом выявленных особенностей в данной ситуации восприятия адекватно воспринимать и оценивать имеющие значение для дела конкретные обстоятельства;
  - обладает ли субъект требуемой чувствительностью определенных органов чувств (например, зрения, слуха и т. д.), чтобы воспринимать определенные раздражители;
  - если испытуемый страдает каким-либо сенсорным нарушением, компенсируют ли его другие полноценные органы чувств, и, если компенсируют, то позволяют ли они правильно воспринимать интересующее суд обстоятельство;
  - имеются ли у лица иные психофизиологические особенности, влияющие на правильность восприятия, запоминания и воспроизведения информации и, если имеются, то каково это влияние на каждый из названных механизмов обработки информации (восприятие, запоминание, воспроизведение);
  - мог ли испытуемый, с учетом выявленных психофизических, сенсорных и личностных особенностей, давать правильные объяснения (показания) по обстоятельствам, интересующим суд.
  Ответы на приведенные вопросы, полученные в ходе судебнопсихологической экспертизы, являются, с одной стороны, своеобразным выводом о доказательной силе полученных при судебном разбирательстве объяснений или показаний, а с другой - заключением о способности испытуемого правильно воспринимать внутреннее содержание события, действия (понимать его значение). В отношении последнего суд (особенно гражданский) при рассмотрении механизма восприятия происходившего свидетелем должен принимать во внимание возможное проявление феномена «атрибуции (т. е. приписывания) ответственности». В его основе лежат факторы личностного или ситуационного сходства наблюдателя (свидетеля) с причинителем ущерба. Так, если свидетель не исключает личного сходства с последним (причем неважно по каким критериям - возрасту, полу, манере поведения, взглядам и пр.), то свидетель склонен приписывать причинение вреда случайности, а не винить в этом действовавшего субъекта, т. е. он к нему становится как бы снисходительным. Совершенно обратным будет оценочный результат при наличии ситуационного сходства (т. е. свидетель осознает нечуждость и для него ситуации, в кото - рой был причинен ущерб и в которой он сам мог тоже оказаться), а поэтому свидетель приписывает действовавшему субъекту большую ответственность.
  Раскрытый выше механизм проявления симпатии (сочувствия) или приписывания большей ответственности свидетелем к деятелю, совершившему правонарушение, ослабевает по мере роста серьезности причиняемых последствий.
  Четвертый из указанных видов экспертизы - исследование личностных особенностей - направлен на воссоздание общего психологического портрета личности сторон. Эксперт на основе диагностического и биографического обследования испытуемых характеризует все основные их личностные особенности (ценностно-мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые, коммуникативные и пр.), которые могут влиять как на способы принятия решений (в том числе в конфликтных, экстремальных и других ситуациях), так и в целом на поведение. Такого рода экспертиза может давать полезный доказательный материал, прежде всего, по таким делам, которые требуют учета личности сторон. Например, в гражданском судопроизводстве последнее актуально при квалификации спорного правоотношения при оценке прав по делам, затрагивающим брачно-семейные конфликтные взаимоотношения, о разрешении споров о праве на воспитание детей и т. д.
  Пятый вид экспертизы, связанной с выполнением профессиональных функций в области управления современной техникой, решает следующие основные вопросы:
  - о наличии у испытуемого в момент выполнения указанных функций специфического психического состояния (операционального стресса, эмоциональной психической напряженности и пр.);
  - о психологических особенностях воздействовавшей на испытуемого профессиональной ситуации;
  - об особенностях функционирования познавательной сферы испытуемого в конкретной ситуации (имелись ли индивидуальные возможности для реагирования, выработки решения и т. п.);
  - о специфике проявления волевых процессов в конкретной профессиональной ситуации действия (способность реализовать принятое решение собственными волевыми усилиями, способности к осознанному и последовательному выполнению намеченного и т. п.).
  В практике судебно-психологических экспертиз прежде всего исследуются случаи возможности возникновения различных психических волнений, препятствующих нормальному осуществлению сложных профессиональных функций в атомной энергетике, авиации, на автомобильном, водном и железнодорожном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем управления и т. д. Здесь важным является выяснение сведений о степени профессиональной подготовленности, эмоциональной устойчивости, самообладании, смелости, решительности и т. д.
  В рамках данного вида экспертиз часто приходится решать вопрос об обоснованности риска. Поэтому при экспертном исследовании всегда должны, во-первых, устанавливаться цель рискованного поведения и ее соответствие общественным ценностям, а во-вторых, оцениваться способность субъекта с учетом интеллектуальных и характерологических особенностей к достаточно полному осмыслению ситуации, возможностей ее развития и ожидаемых последствий.
  Шестой из указанных выше видов экспертизы - по определению содержания и иерархии основных мотивационных линий личности - предполагает ответы на следующие вопросы:
  - какова психологическая структура основных побуждений личности (ценности, идеалы, смыслы, потребности, мотивы, установки и т. п.);
  - какова была направленность мотивационной сферы личности по действию в интересующей суд той или иной ситуации.
  Результаты данного исследования могут иметь определенное доказательственное значение при выявлении судом форм вины и их отграничения друг от друга (простая неосторожность, грубая неосторожность, умысел). Однако предлагаемый экспертом-психологом вывод по мотивации испытуемого - это лишь раскрытие психологической стороны мотивации, а поэтому в суде юристы должны его перекодировать в терминологию мотива как социально-оценочной категории, с помощью которой поведение (уже совершенные действия) оценивается в ретроспективе как позитивное или негативное с юридической точки зрения. Последнее - процесс достаточно гносеологически сложный, т. к. при целостном фукционировании мотивационной сферы из раскрытой в заключении эксперта структуры мотивации трудно выбрать единственный мотивационный фактор, ведущий к противоправному деянию.
  Седьмой вид экспертизы, связанной с самоубийством, обычно назначается в том случае, когда требуется проанализировать поведение лиц, состояния психики которых до смерти не вызывали сомнения в их психической полноценности и каким-либо образом демонстрируемом желании покончить с жизнью. Достаточно наглядный пример сложности подобного типа экспертиз приводится: «Мать двенадцатилетнего мальчика, вернувшись с работы, обнаружила труп сына, висящий на брючном ремне на ручке кухонной двери. Отношения в семье были неконфликтными, психических отклонений у мальчика не наблюдалось. Изучение материалов дела, а также личностно-биографическое исследование позволило эксперту установить, что мальчик в последнее время был охвачен желанием развить в себе сильную волю, но, по-детски воспринимая возможность самовоспитания, совершил опасные для жизни действия. Следствием одного из таких «опытов» по воспитанию сильной воли и стала случайная смерть».
  Крайне важна роль данной СПЭ при разбирательстве в суде (а часто уже на предварительном следствии) случаев тщательной инсценировки убийства под самоубийство. Здесь вопрос о психическом состоянии лица перед смертью нередко является ключевым для расширения зоны поиска и обоснованности различных судебных версий.
  Рассмотренные виды судебно-психологических экспертиз, естественно, не исчерпывают весь их реальный реестр. Так, в последние годы в мировой практике судом все чаще стали назначаться экспертизы для решения таких вопросов, как эмоциональное и интеллектуальное воздействие на зрительную аудиторию (особенно, на детей и подростков) фильмов ужасов, боевиков или порнофильмов. Это актуально в тех случаях, когда к уголовной ответственности привлекаются лица, кото - рые создают, демонстрируют подобные фильмы или занимаются их распространением. В отечественной практике в последнее время возрастает востребованность на проведение и таких видов СПЭ, как экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы, психолингвистическая экспертиза и др. Представляется, что с расширением правовой практики и дальнейшим развитием психологической науки будут углубляться и перспективы применения как в целом судебно-психологической экспертизы, так и использования в ней более разнообразных методов психологического исследования.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем состоит специфика познавательной деятельности суда?
  3. В чем состоят особенности коммуникативной и конструктивной деятельности суда?
  2. Перечислите важнейшие профессиональные качества судьи.
  4. Перечислите основные тактические приемы судебного процесса.
  5. Каково значение судебных прений и в чем состоит их психологическое воздействие на судей?

Тест к и пятой главе

  1. Судебная психология изучает
  а) психологические аспекты судебного разбирательства
  б) психологические проблемы процессуального законодательства
  в) психологическую информацию о судопроизводстве
  2. СПЭ в гражданском процессе назначается для решения вопроса о
  а) вменяемости/невменяемости
  б) трудоспособности/нетрудоспособности
  в) дееспособности/недееспособности
  г) насильственной госпитализации
  3. Проведение СПЭ поручается
  а) эксперту-психологу
  б) судебно-психиатрической комиссии
  в) врачам-психиатрам
  4. СПЭ в гражданском процессе может назначаться в отношении
  а) обвиняемого
  б) свидетеля
  в) участника сделки
  5. СПЭ производится по постановлению
  а) адвоката
  б) следователя
  в) судьи
  г) прокурора
  6. Судебно-психологическая экспертиза назначается на установление
  а) эмоциональных состояний
  б) шизофрении
  в) психопатии
  г) алкоголизма
  7. Неспособность лица нести ответственность за противоправное деяние в силу болезненного состояния психики
  а) невроз
  б) стресс
  в) невменяемость

Назад Содержание Вперед