4.3. Внутриполитические аспекты противодействия терроризму
4.3.1. Контроль за движением миграционных потоков
После 11 сентября 2001 г. западные эксперты пришли к выводу, что вопросы безопасности и иммиграции тесно связаны между собой. Началось изменение миграционной политики США и ЕС.
Президент США предложил, а Конгресс одобрил курс на реформирование механизма внутренней безопасности страны. Принятый 25 ноября 2002 г. «Акт о внутренней безопасности» положил начало реформе миграционного режима страны. В 2002-2003 гг. появились новые правительственные структуры - Министерство внутренней безопасности, Бюро таможенного и пограничного контроля и Бюро расследования нарушений таможенного и иммиграционного законодательства. Их задачами стали предупреждение въезда в страну террористов и завоза их оружия, распространение зоны безопасности за пределы Соединенных Штатов, пресечение попыток нелегального перехода государственных границ, провоза контрабандных товаров, оружия и пр.
С января 2004 г. все въезжающие в США должны сдавать свои отпечатки пальцев и фотографироваться. В мае 2006 г. Дж. Буш мл. дал старт другой миграционной программе, которая предусматривает, во- первых, усиление охраны границы США с Мексикой, а во-вторых, упрощение легализации эмигрантов в стране. В середине 2007 г. Конгресс США принял Закон о борьбе с терроризмом. Согласно ему, штаты и города, в которых предполагается наибольшая террористическая опасность, будут получать специальные гранты (всего около 1,8 млрд долл.). Планируется также создание специальной программы обеспечения взаимодействия между сотрудниками служб безопасности разного уровня и ужесточение контроля над въездом в США иностранцев из стран с безвизовым режимом. Среди других мер - более тщательная и широкая проверка грузов, поступающих на территорию Соединенных Штатов воздушным и морским транспортом. Тотальные проверки багажа на пассажирских авиалайнерах должны начаться в течение ближайших трех лет, а через пять лет все морские контейнеры будут контролироваться на наличие в них радиоактивных материалов еще до отправления из иностранных портов.
ЕС в своей миграционной политике делает ставку на упорядочивание въезда и пребывания в стране мигрантов. Этой цели служит, например, проект «дорожной карты» общей миграционной политики для стран - членов Евросоюза на период 2006-2009 гг. Документ, одобренный Еврокомиссией в конце 2005 г., сфокусирован на создание правовой базы и условий для привлечения в государства ЕС трудовых мигрантов из третьих стран, включая меры для более эффективного управления международными миграционными потоками. Последнее означает усиление борьбы против нелегальных мигрантов на границах всех членов ЕС.
В конце 2007 г. Еврокомиссия предложила комплекс мер, направленных на борьбу с терроризмом. Среди них - сбор подробных данных об авиапассажирах; более жесткие законы, регулирующие пользование интернетом; создание системы раннего предупреждения о потере или хищении взрывчатых веществ. Всем 27 странам, входящим в ЕС, предлагается объявить вне закона вербовку и подготовку террористов, а также подстрекательство к совершению террористических актов. Законопроект предусматривает наказание за создание веб-сайтов, содержащих призывы к насилию и инструкции по изготовлению взрывных устройств. Государства - члены ЕС обсуждают и идею сбора личных сведений о пассажирах, прибывающих в страны Евросоюза или вылетающих из них, по 19 пунктам. Среди этих сведений - отпечатки пальцев, номера телефонов, адреса электронной почты, финансовые данные. В случае утверждения законопроекта в Евросоюзе будут действовать требования по сбору информации, которые уже существуют в США.
4.3.2. Расширение полномочий специальных служб
После терактов 11 сентября 2001 г. Конгресс США практически без обсуждений принял «Акт о патриотизме», позволивший полиции, ФБР и ЦРУ прослушивать телефонные разговоры и читать деловую переписку американцев без санкции суда. Расширился и список улик, признаваемых судом при вынесении обвинительных приговоров за терроризм. Теперь не только перехваченные телефонные разговоры или переписка, но взятые человеком в библиотеке книги или ресурсы Интернета могут быть использованы полицией в качестве оснований для обвинения в терроризме. Спустя несколько месяцев после вступления в силу Акта о патриотизме Дж. Буш мл. подписал еще один документ, разрешающий спецслужбам США уничтожать подозреваемых в терроризме вне зависимости от их местонахождения и гражданской принадлежности, при условии невозможности их безопасного ареста. В сущности, президент США санкционировал уничтожение подозреваемых в терроризме на основе оперативных сведений и сделанных спецслужбами на их основе следственных версий. Американское общество поддержало это решение почти без обсуждения.
Примеру США последовали и некоторые европейские страны, которые в ответ на теракты 2002-2005 гг. расширили полномочия полиции не только по сбору информации о гражданских лицах, но и по применению силы против подозреваемых в терроризме. Наиболее громкий случай применения оружия произошел в 2005 г. в Лондоне, когда британские стражи порядка в штатском застрелили заподозренного ими в подготовке теракта бразильского рабочего-электрика. В ходе расследования этого эпизода судебные эксперты оправдали действия полицейских, а по его окончании ведущие адвокаты Великобритании приступили к работе над изменением британского законодательства, дабы полиция могла уже на законном основании уничтожать подозреваемых в подготовке терактов, руководствуясь лишь следственными предположениями.
4.3.3. Система самозащиты граждан
В основе личной безопасности граждан лежит законодательство, направленное на обеспечение безопасности гражданского населения путем развития технологий самозащиты. Известно, что все западные общества хорошо вооружены. Лидерами по вооруженности выступают США, Германия, Швейцария, Финляндия, Франция, Англия. Чтобы, например, в США приобрести гладкоствольное ружье, достаточно предъявить водительские права. Пистолет разрешен при отсутствии судимости и наличии водительских прав. Впрочем, доступ к пистолетам для гражданских лиц открыт не во всех штатах США. По данным Министерства юстиции США, в 1986 г. только 9 штатов страны выдавали такие разрешения, в 2000 г. - уже 32. Популярность этой меры растет не в последнюю очередь потому, что многочисленные мониторинги и исследования фиксируют стабильное снижение уличной преступности - разбойных нападений, грабежей и иных видов криминального насилия в «разрешенных» штатах становится меньше, в то время как в «запретительных» штатах - больше.
Вооруженные граждане США являются активными помощниками полиции - 37 % отбывающих тюремный срок преступников были задержаны или ранены на месте совершения преступления не полицейскими, а вооруженными гражданами этой страны. Законы США разрешают американцам безнаказанно стрелять на поражение в непрошеного гостя в своем доме, квартире или автомобиле. А в 2006 г. губернатор штата Флорида, брат президента США Дж. Буша мл., Джеб Буш подписал закон этого штата, разрешающий жителям Флориды стрелять на поражение даже в случае их публичного оскорбления на улице.
В Америке продолжается дискуссия о целесообразности института гражданского оружия в обществе. Его сторонники отмечают, что оружие в руках законопослушных граждан ежегодно спасает десятки тысяч жизней, отсылают к опыту «запретительных» штатов США, в которых доступ населения к оружию излишне резко ограничен законом, а уровень безопасности населения ниже и продолжает снижаться дальше. Что же касается случаев криминального использования легально купленного оружия, то их относительно немного, кроме того, большинство из них происходят в тех местах, где существует законодательный запрет на ношение гражданами легального оружия. Таковыми в США часто оказываются школы и колледжи. Как известно, одна из последних трагедий с участием легального оружия произошла в Вирджинском технологическом университете, в котором корейский студент Чо Сен Ху из пистолета «Глок» весной 2007 г. расстрелял 32 человека. Противники института гражданского оружия использовали этот инцидент для введения ограничений на доступ к короткоствольному оружию, сторонники - для снятия всяких ограничений на ношение оружия, в том числе в средних и высших учебных заведениях. По их мнению, будь хотя бы у одной из жертв вирджинской трагедии пистолет, такого количества жертв не было бы. Ответом на вирджинскую бойню стало снятие запрета на ношение оружия на территории школ, колледжей и университетов в штатах Оклахома и Южная Каролина для лиц, имеющих право на ношение оружия.
Назад | Содержание | Вперед |