ВВЕДЕНИЕ
Постиндустриальный этап развития общества характеризуется не только появлением новых специальностей (компьютерное программирование, связи с общественностью и т.д.), но и изменением приоритетов общества в отношении требующихся на рынке труда специальностей. Происходит постепенный переход от энергозатратных, эксплуатирующих природные ресурсы технологий и связанных с ними специальностей к интеллектуально ёмким, ориентированным на удовлетворение человеческих потребностей профессиям. Психологическое консультирование во многих развитых странах является широко распространенным видом деятельности, а консультативная психология - интенсивно развивающимся разделом психологии. Профессионалы в области консультативной психологии в настоящее время являются одними из самых высокооплачиваемых специалистов. Об огромном спросе на их услуги (как, впрочем, и о не достаточном количестве данных специалистов) свидетельствует сложившаяся в Российских компаниях практика трудоустраивать на вакансию тренера (специалиста по обучению и консультированию персонала организации) не только дипломированных психологов, социологов, специалистов по социальной работе, но и представителей других специальностей, прошедших краткосрочное усовершенствование в области консультативной психологии.
Современное психологическое консультирование отличается широким спектром, зачастую взаимоисключающих теоретических подходов и разнообразием технических приемов. Несмотря на остроту научных дискуссий о теоретических механизмах консультирования, на уровне практической деятельности наблюдаются тенденции к интеграции знаний и универсализации умений. К примеру, приемы: «активное слушание», «направленное фантазирование», «заключение контракта» используются в работе большинством психологов консультантов, независимо от того, какой метод они практикуют, и какую теоретическую концепцию используют для собственной профессиональной идентификации.
Психологическое консультирование - это, прежде всего, разговор во всех его проявлениях: монолог, диалог, полилог. Для такого разговора недостаточно обычного языка слов, необходимы и другие языки: тела (жестов, дыхания и т.д.), души (мировоззрения, духовности) и т. д. Необходимы взаимопонимание, готовность понять и принять идеи отличные от собственных привычных представлений, доверие к консультанту, как профессионалу и личности. Клиент зачастую выбирает консультанта интуитивно, на основе обрывков знаний, опираясь на достаточно нечеткие критерии, часто ориентируясь на формальные профессиональные характеристики или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. В таких условиях консультант призван занимать более ответственную позицию, именно от него зачастую зависит дизайн будущей консультации, именно он выбирает профессиональный инструмент, который позволит сделать консультирование не только более эффективным, но и позволит получить понятные, соответствующие ожиданиям клиента результаты.
Специфика профессиональных отношений между консультантом и клиентом, властные полномочия, делегируемые консультанту клиентом, накладывают на психолога обязанность не только придерживаться профессиональных стандартов и строго следовать этическим рекомендациям и кодексам. В профессиональном сообществе психологов консультантов существуют специальные институты, способствующие поддержанию качества оказываемых консультативных услуг, профессиональной помощи начинающим консультантам и профилактике «синдрома эмоционального выгорания» у практикующих специалистов. Это, прежде всего, институт супервизии и интервизии, в рамках которого наиболее авторитетные и опытные коллеги осуществляют профессиональную поддержку, практикующих консультантов, используя специально разработанные технологии: «Балинтовские группы», «группы профессиональной поддержки» и т.д. Наиболее сложные случаи рассматриваются на заседаниях комиссий и комитетов по этике, созданных при профессиональных ассоциациях консультантов.
Данное учебное пособие предназначено для студентов Дальневосточного Государственного Университета, получающих дистанционное обучение по специальности «психология». Специфика преподавания предмета «психологическое консультирование» подразумевает не только усвоение студентами теоретических знаний (способности ответить на вопрос «Что?»), но и приобретение практических умений (способности ответить на вопрос «Как?»). Учтена специфика Дальневосточного региона, в частности, в разделе, посвященном методам психологического консультирования, представлены школы, получившие широкое распространение в профессиональных кругах дальневосточных психологов. Именно в рамках этих методов возможны для выпускника ДВГУ получение качественного последипломного образования, профессиональная карьера в области психологического консультирования и полноценная интеграция в профессиональное сообщество.
Пособие состоит из четырех глав, в которых выборочно, и вместе с тем достаточно детально изложены вопросы, имеющие отношение к теории и практике консультирования. В первой главе рассматриваются различные точки зрения на общие теоретические вопросы консультирования, дается определение психологическому консультированию, рассматриваются его связи со смежными и родственными специальностями. Вторая глава посвящена описанию типичных проблем, с которыми клиенты обращаются к консультанту, в соответствии с критериями МКБ-10.
Третья глава включает в себя шесть разделов, посвященных различным методам психологического консультирования:
3.1. трансакционный анализ Э. Берна,
3.2. позитивная психотерапия Н. Пезешкиана,
3.3. методы релаксации,
3.4. телесно-ориентированная психотерапия,
3.5. личностно-ориентированная (реконструктивной) психотерапия Б.Д. Карвасарского,
3.6. поведенческая психотерапия А. Бека, А. Эллиса.
В четвертой, заключительной главе рассматриваются этические рекомендации, выработанные ведущими профессиональными ассоциациями, приводятся принципиальные критерии оценки этичности поведения консультанта в различных ситуациях. Затрагиваются вопросы влияния личности самого консультанта и его семейной ситуации на эффективность психологической помощи.
Учитывая специфику аудитории, на которую рассчитано данное пособие, главный акцент делается на индивидуальное консультирование, при рассмотрении семейного и группового подходов описываются только лишь базовые (без учета многих нюансов) аспекты консультирования. Также в пособие не включен материал, имеющий отношение к узко специальным областям, например, организационному консультированию, психологическому сопровождению бизнеса, пастырскому наставлению, феминистскому консультированию, профессиональное консультирование безработных и т.д. хотя, несомненно, многие, не вошедшие в книгу виды консультирования, представляются крайне важными.
В пособии нет оценки различных консультативных подходов, что позволяет студентам составить собственное мнение после прочтения каждой главы и проработки содержащегося в ней материала. Описание эклектического направления не включено в данное издание из методологических соображений. Многими видными отечественными и зарубежными консультантами эклектизм представлений отмечается в качестве присущего российским специалистам недостатка, приобретение которого спровоцировано историей развития психологического консультирования в нашей стране.
Назад | Содержание | Вперед |