1.1. Возникновение психологии как науки
Рассматривая процесс становления психологии, необходимо обратить внимание на то, что она зародилась в лоне философии как наука о душе. Душа представлялась как материальная, либо нематериальная субстанция, одухотворяющая тело. Понятие «психология» было введено для обозначения науки о душе немецким философом Х. Вольфом.
Христиан Вольф (1679-1754) - немецкий философ
Период философской психологии был длителен и насчитывает столетия, вплоть до новейшего времени. Единство философии и психологии было необходимым этапом в развитии психологии, и продолжался этот этап до тех пор, пока психология не достигла определенной ступени развития, позволившей ей заявить о своем самостоятельном значении.
Оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине 19-го века. Предпосылкой этому явились идеи европейского рационализма, который представляет собой философское направление, считающее разум основой познания и поведения людей. Эталоном научного познания мира рационализм считал математику и естествознание, так как знания, получаемые в результате их изучения, отвечали критериям объективности.
Зародившаяся психология стала рассматривать человеческую психику в логике причинно-следственных отношений и объяснять законами природного мира.
В качестве экспериментальной науки, психология заявила о себе в 1879 г., когда В.Вундт (1832-1920) создал первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете и основал психологический журнал.
Вильгельм Макс Вундт - немецкий физиолог, психолог, профессор философии, основоположник структурной психологии
В.Вундт считал, что поскольку непосредственный опыт дан человеку в его сознании, то единственным методом исследования является интроспекция (самонаблюдение). В лабораторных экспериментах участие принимали психологи, специально обученные технике интроспекции. Эксперимент, таким образом, являлся внешним стимулом для внутренней работы самонаблюдения и оценки его результатов.
Благодаря работе В.Вундта в психологии стали оформляться различные направления. Направления в психологии определяются основной категорией, посредством которой объясняются проявления психики. В.Вундт такой категорией считал сознание. Для него человек одновременно являлся и субъектом и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью того же сознания.
Задача психологии по Вундту - изучать сознание через ощущения, представления и переживания и, таким образом, самого человека, обладающего сознанием.
Американский ученый Э.Титченер (1867-1917) стал создателем структурной психологии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокупность субъективных процессов. Такими процессами Э.Титченер считал ощущения, а самосознание предстало как их совокупность «мозаика». Задача психологии состоит в анализе структуры сознания, в исследовании «чистого содержания сознания» методом аналитической интроспекции.
Работы американского психолога У.Джеймса (1842-1910) послужили появлению особого направления в психологии - функционализма. Он рассматривал сознание как особую биологическую функцию, как инструмент приспособления человека к среде. Роль сознания сводилась к оценке успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей.
Для У. Джеймса исследовать сознание человека означало ответить на вопрос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир, посредством каких операций оно обеспечивает решение жизненных задач. В функционализме понятие «психическое» служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособительные функции. Сознание рассматривается как промежуточный приспособительный механизм между организмом и средой.
Данные направления представляют собой различные варианты исследования сознания. Это - субъективная или интроспективная психология.
Особую программу построения психологии предложил отечественный ученый И.М.Сеченов (1829-1905). Главной категорией в созданной им психологии он считал рефлекс. И.М.Сеченов разработал рефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) как высшие акты сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.
Учение И.М.Сеченова о психологии представляет собой образец естественнонаучного способа объяснения психологических актов, в том числе и сознания.
Назад | Содержание | Вперед |