1.1. Сущность понятия «методика» в теории, практике и образовательной сфере социальной педагогики
Термин «методика» (от греч. слова methodike - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) - один из самых масштабных в педагогической науке и относится к педагогике по организации учебновоспитательного процесса в целом или его значительных составляющих. Понятие «методика работы социального педагога» имеет как минимум два толкования:
- отрасль социально-педагогических знаний;
- совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности.
Основные задачи методики работы социального педагога:
1. Разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами;
2. Разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов.
Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального социальнопедагогического процесса. Теория относительно устойчива, консервативна.
Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. Практика более подвижна и изменчива, чем теория, хотя это не лишает ее устойчивых связей, зависимостей при всей многовариативности ситуаций и условий.
Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:
- диагностический - обобщение и осмысление конкретного социального опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;
- конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в массовой социальной практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социальной работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом - развитие индивидуального творчества каждого социально го педагога.
Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:
- определение цели социальной работы;
- определение способов решения проблемы подопечного;
- определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.
Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.
Рассматриваются следующие формы:
- индивидуальная социально-педагогическая работа;
- групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных);
- социально-педагогическая работа в микросоциуме.
Право на существование имеет и попытка классифицировать формы организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы:
- психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия, музыкальная терапия, создание группы поддержки и др.);
- пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.);
- активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально-полезной общественной деятельности, в благотворительной работе и т. д.).
Назад | Содержание | Вперед |