1.1. Понятие муниципального права и его особенности как комплексной отрасли права
В Российской Федерации власть осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Причем, если два первых уровня - это уровни осуществления государственной власти, то на местном уровне осуществляется публичная власть, по своей природе не являющаяся государственной. Муниципальное право, будучи самостоятельной отраслью права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти на местном уровне.
Предметом муниципального права являются общественные отношения, связанные с территориальной организацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной власти как специфического уровня власти.
Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие:
- в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли, в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированием и исполнением местного бюджета и иной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, включая вопросы организации муниципальной службы;
- в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.
Эти общественные отношения имеют определенную специфику:
1) они имеют локально-территориальный характер (ст. 131 Конституции РФ); осуществляются в пределах города, поселка, станицы, района, округа;
2) в этих отношениях участвуют особые субъекты: муниципальное образование, население, сход граждан, органы местного самоуправления, граждане, депутаты представительных органов местного самоуправления в соответствии со своим статусом, органы территориального общественного самоуправления, объединения муниципальных образований, государственные органы и др.;
3) это комплексные отношения: местное самоуправление реализует функции во всех сферах жизни местного сообщества: экономической, бюджетной, социально-культурной и др. Но все эти отношения - это отношения местного уровня. Круг этих вопросов определяется федеральными законами и закрепляется в уставах муниципальных образований. Именно комплексный характер этих отношений и определяет комплексный характер муниципального права.
Поскольку муниципальное право регулирует отношения, складывающиеся и в публичной и в частной сфере, постольку оно использует синтез методов правового регулирования. Так как местное самоуправление является формой реализации власти, следовательно, в процессе осуществления власти складываются отношения субординации, то используется императивный метод правового регулирования. Но одновременно при реализации местного самоуправления складываются частноправовые отношения, поэтому используется диспозитивный метод.
Назад | Содержание | Вперед |