1.1.1. Предмет, функции, категории и методы политологии

  Политическая наука занимает одно из видных мест в современном обществознании. Ее весьма высокая значимость определяется первостепенной ролью политики в жизни общества. На протяжении всей истории цивилизации политика, и прежде всего государство оказывали большое влияние на судьбы стран и народов, а во многом и на повседневную жизнь человека.
  В политологии, как и в других науках, вопрос о ее предмете трактуется не однозначно; на этот счет имеются различные точки зрения.
  В самой общей форме политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Такое определение политологии было бы в известной мере тавтологичным без раскрытия сути политики как ее предмета (так как здесь одно политическое явление определяется через другое политическое явление). Охарактеризовать содержание политики в общей форме можно разными способами. Один из них - перечисление важнейших составных частей предмета политической науки. К ним относятся: политическая система; власть и властные отношения; политические институты, и прежде всего государство и партии; субъекты и политики: личности, заинтересованные группы, элиты и лидеры и др.; политическое сознание и культура; внутригосударственные и международные политические отношения; политический процесс как динамическая характеристика политики. Перечисление содержания предмета политологии не может быть исчерпывающим и зависит от исследовательского подхода, степени детализации политических явлений, а также от научных методов.

  Что изучает политология?
  Формирование современных представлений о предмете политологии явилось длительным процессом, совпадающим с процессом становления и развития политической науки.
  Первоначально политология существовала как часть философского знания, как совокупность представлений об идеальном государстве, способах достижения общественного блага, о высшем благе человека и государства и т.п. но античные авторы еще не выделяют предмет политологии в ее современном понимании, не проводят дифференциацию между нею, философией и этикой. Это удалось сделать лишь в эпоху Возрождения. В Новое время политические исследования приобретают относительную самостоятельность. К середине ХРЖХ столетия политология окончательно сформировалась как самостоятельная наука. Параллельно идет процесс превращения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину. В 1880 г. в Колумбийском колледже в США (позднее он стал университетом) была создана школа политической науки. К началу ХХ века этот процесс, в основном, завершился. Произошло более или менее полное разделение политологического и правового знаний, до этого существовавших в неразрывной связи.

  Ключевые этапы на пути развития политологии
  Три уровня политического знания: политическая философия, политическая теория, эмпирическая политология
  В результате исторической революции в политологии сложились три уровня знания:
  - политическая философия - система идеальных, универсальных понятий о фундаментальных политических сущностях и ценностях, таких, как: власть, государство, свобода, справедливость и т.д.;
  - политическая теория, исследующая законы функционирования и развития конкретных политических систем, институтов;
  - эмпирическая политология, изучающая частные политические явления, такие, например, как ориентации, мотивы поведения, популярность различных субъектов политики.
  Политология тесно связана с социологией, философией, психологией, историей, культурной антропологией и другими гуманитарными науками. Место политологии в системе социогумани- тарных дисциплин заключается в интегративном характере ее как науки, изучающей все стороны политической действительности, в отличие от других наук, исследующих лишь отдельные стороны политического мира.

Политология в системе наук о политике

  Как и любая другая наука, политология использует различные методы. Наиболее важные и часто используемые методы, применяемые политической наукой, можно разделить на три группы.
  Общие методы исследования политических объектов.(Иногда их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию (например, системный или деятельностный методы), либо ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы). Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
  Прежде всего это социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. В своих крайних, жестко детерминированных формах, социологический подход широко представлен в марксистских трактовках политики как надстройки над экономическим базисом, как отношений между классами, нациями и государствами (В. И. Ленин). Этот метод ярко выражен и в теории заинтересованных групп А. Бентли, рассматривающей политику как сферу соперничества многообразных общественных групп, преследующих собственные интересы. Социологический метод занимает одно из центральных мест в политической науке, во многом определяет специфику политической социологии. Одним из наиболее широко применяемых частных проявлений является культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
  На протяжении всего периода своего существования политическая наука во многом базируется на нормативном или нормативно-ценностном подходе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности. Их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение. Нормативный подход подвергается критике за идеализацию политической действительности, оторванность от реальности, умозрительность многих построенных на его основе политических конструкций. Его определенная слабость проявляется в релятивности, относительности ценностных суждений, их зависимости от мировоззрения, социального положения и индивидуальных особенностей людей. Но, несмотря на определенную ограниченность, этот подход необходим для политической науки, поскольку он, в сочетании с антропологическим и другим методами, придает политике этическое, человеческое измерение, вносит в нее нравственное начало.
  В отличие от нормативного подхода, функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т. п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивистской ориентации исследователя. Одним из первых функциональный метод в политологии широко использовал Макиавелли, провозгласивший отказ от религиозных догм и этических ценностей при изучении политики, необходимость анализа реальной жизни во всей ее противоречивости.
  Специфическим развитием и качественным обогащением функционалистских установок выступает бихевиористский метод, претендующий на максимальную научность в политических исследованиях по сравнению с другими методами. Бихевиоризм требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп. Этот метод требует ясности выражения и четкости определения исследовательской процедуры, проверяемости знаний опытом.
  Свое детальное обоснование применительно к политологии бихевиоризм получил в вышедшей в 1880 г. книге Вудро Вильсона, и с тех пор он занимает ведущее место в политической науке, особенно в США. Широкое использование бихевиористского метода произвело настоящую революцию в политологии.
  К основным достижениям бихевиористского метода можно отнести следующие: 1) рассмотрение «политического поведения» как основного объекта исследования; 2) максимальное применение статистических и количественных формулировок; 3) разработка теорий, способных объяснить политические события.
  В рамках бихевиористского подхода появились и развивались системный и стуктурно- функциональный методы. Системный анализ проник в политическую науку благодаря теории социальной системы Парсонса, который заимствовал идею системы из биологической теории. Фундаментальным для системного подхода Парсонса является постулирование четырех основных функциональных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают сохранение и выживание любой системы: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели.
  На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели - система верований, мораль и органы социализации (семья, институты образования и др.). Таким образом, рассматривать политику и другие подсистемы общества необходимо в контексте с этими основными функциями.
  Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод (input), конверсия (conversion), преобразование и вывод (output). Что касается границы политической системы, то она может расширяться или сужаться. Поскольку индивидуумы в обществе являются субъектами ряда систем и подсистем, то они фактически выполняют различные роли в многообразии систем, с которыми они связаны: политической, экономической, религиозной и т. д.
  К функционалистски, позитивистски ориентированным методам примыкает структурнофункциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспекций (ожиданий). Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями. Структурно-функциональный метод широко использовался К. Марксом, Т. Парсонсом и многими другими социологами и политологами. Он выступает в качестве одного из принципов системного анализа.
  Системный подход к политике впервые был детально разработан в 50-х годах нынешнего века Т. Парсонсом и особенно Д. Истоном. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы. За сравнительно ограниченный срок системный подход к политике показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем.
  Институциональный метод, наряду с нормативным вплоть до начала ХХ века был господствующим в политической науке. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т. е. государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ.
  Антропологический подход во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего неизменный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.). Он исходит их трех важнейших принципов: 1) постоянства фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладающего свободой; 2) универсальности человека, единства человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправия всех людей; 3) неотъемлемости естественных основополагающих прав человека, их приоритета по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства. Применительно к исследованию реальных политических действий антропологический подход требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разумной, рациональной мотивации, но и выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и другие методы поведения, обусловленные человеческой природой.
  Психологический подход близок к антропологическому методу в требовании исходить в политических исследованиях из представлений о человеке. Однако, в отличие от антропологизма, он имеет в виду не человека вообще, не человека как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций. Этот подход зародился в глубокой древности. Так, еще Конфуций рекомендовал правителям учитывать в своем поведении психологическую реакцию подданных для обеспечения их доверия и послушания. Заметный вклад в разработку психологии властвования внес Макиавелли, особенно в своей работе «Государь».
  Современный психологический подход многовариантен. Одно из центральных мест в нем занимает психоанализ, основы которого разработал австрийский психолог З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследований бессознательные психические процессы и мотивации. Он исходит из того, что острые аффективные переживания человека не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на политическое поведение. На основе психоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения, и в частности, авторитарного типа личности, стремящейся при помощи власти преодолеть чувство собственной неполноценности, различного рода комплексы, внутреннее напряжение.
  В психоанализе под политическим поведением понимается процесс самовыражения личности, ее самоидентификации врожденными причинами, независящими от изменения социальнополитического пространства.
  В настоящее время на Западе психоаналитические методы изучения политического поведения наиболее ярко выражены в «глубинных» исследованиях деятельности политических лидеров (Р. Лейн, Дж. Брунер, Р. Уайт), построении ролевых типологий политического поведения и при анализе международных конфликтов и политических институтов.
  Психологический подход не претендует на исключительность и позволяет выявить один из важнейших аспектов политической жизни. Его специфическим развитием выступает социальнопсихологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от включения в социальные группы, а также на исследование психологических характеристик групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. п.).
  Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии (этапы). Это определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Деятельностный подход является методологической базой теории политических решений. Рассмотренная с такой точки зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.
  Своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного подхода является критически- диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения, социально-политических изменений. Критически-диалектический метод широко используется в марксистском анализе политики, в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), в леволиберальной и социал-демократической мысли и в целом ряде других идейнополитических течений. Плодотворность этого метода признается всеми сторонниками плюралистической демократии и плюралистической организации общества в целом, т.к. плюралистическая теория основывается на принципе противоречий, конкурентного соперничества многообразных идей, ценностных ориентаций, политических, экономических и культурных институтов, индивидов и социальных групп. Критическо-диалектический метод является ведущим в такой важной политической и социологической дисциплине, как конфликтология.
  Сравнительный метод широко распространен в современной политологии. Он использовался уже в Античном мире Платоном, Аристотелем и другими мыслителями. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электоральных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
  Применение этого метода дает возможность использовать опыт других стран, что особенно актуально для современной российской политологии. Преимущественное использование в политической науке сравнительного метода служит основанием для выделения в ней специальной отрасли знаний - сравнительной политологии.
  Субстанциальный (онтологический) подход требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их многообразных проявлениях или же деление общества на друзей и врагов (К.Шмидт). Среди огромного количества определений политики явно доминируют ее характеристики с помощью понятий "власть" и "господство".
  Исторический метод издавна используется в политологии и других общественных науках. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.
  Использование всех названных и некоторых других методов первой (в данной классификации) группы позволяет дать разнообразные, всесторонние характеристики политической реальности. Однако арсенал познавательных средств политологии не исчерпывается общими методами исследования политических объектов. Он включает в себя и вторую группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами. Учитывая тот факт, что эти познавательные средства не дают специфической картины политики и принадлежат не только политологии, а науке в целом, можно ограничиться их перечислением. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.
  Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Эти методы, как и предыдущие, прямо не отражают специфики политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К ним относятся: использование статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетный опрос; теория игр, особенно плодотворная при принятии решений; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником политических событий, или наблюдение за поведением лиц, находящихся в экстремальной ситуации и другие.
  Категории политологии
  Категориями являются наиболее общие понятия, отражающие существенные характерные черты и связи явлений.
  Для более полного представления о категориальном аппарате политической науки можно привести схему, классифицирующую их по нескольким группам.

Классификация категорий политологии

  Среди особенностей категориального аппарата политологии можно выделить следующее: политология пользуется методами, а, следовательно, и категориальным аппаратом других социальногуманитарных наук; категориями наук, находящимися на стыке с политологией (социология, психология, антропология, история, география). Но она имеет и свои собственные категории.

Специфика категорий, используемых политологией

  Функции политологии
  Специфика политологического знания предопределяет роль и функции политологии в обществе. Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяют политологии выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования) политических явлений или гносеологическую (познавательную) функцию.
  Политология не ограничивается адекватным отражением и творческим конструированием действительности, она также дает оценку политическому строю, институтам, поведению и событиям. В этом выражается ее аксиологическая, оценочная функция. В странах «реального социализма» эта функция политической науки подменялась классовым подходом. Тем самым политология лишалась единых критериев оценки. Под предлогом буржуазной тенденциозности политической науки на Западе отрицались ее основополагающие идеи и оправдывалось подчинение политической мысли в собственных странах власть имущему слою. Сегодня признание международным сообществом лежащих в основе политики общечеловеческих гуманистических ценностей, ее человеческого измерения расширяют аксиологические возможности политической науки и ее активное гуманистическое влияние на мировые политические процессы.
  В демократических государствах политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, демократической культуры и населения.
  Усвоение политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, т. е. оказывать непосредственное влияние на их политическое поведение. Применение политологических знаний и рекомендаций в практической деятельности по руководству людьми - путь к гуманистической рационализации всего политического строя. Степень научной мотивации политических действий является важнейшим показателем уровня развития политической культуры.
  Политология выполняет также функцию рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т. д. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Можно выделить и такие функции политологии как методологическая, мировоззренческая, прогностическая.
  Конечно, даже в наиболее передовых демократических странах реальная политическая жизнь, в том числе управление обществом, далеко не во всем и всегда строятся по рецептам политологии, которая не в состоянии отразить все богатство и динамизм политических событий. Практическая политика требует не только научных знаний, но и искусства политического руководства, основанного на организаторских способностях, умении управлять, политическом опыте, чутье и интуиции. Реальная политика во многом иррациональна, является процессом и результатом борьбы за власть, соперничества различных интересов и амбиций, поиска компромиссов и консенсуса.
  Более полно понятия темы раскрыты в работе: Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. Изд. второе. - М., 1995. С. 21-35.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какая из функций современной политической науки наиболее актуальна для России?
  2. Как, на ваш взгляд, следует понимать утверждение Наполеона о том, что «сердце государственного человека должно быть у него в голове?»
  3. По замечанию О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Прав ли был железный канцлер? Аргументируйте свой ответ.
  4. Почему, на ваш взгляд, политическая наука не стала пока составной частью механизма политического развития России?
  5. Что изучает политология?
  6. Какие подходы в определении предмета политологии существуют в литературе?
  7. Чем отличается политология от иных наук о политике?
  8. Как вы думаете, какое значение политология имеет для отдельно взятой личности?
  9. Как бы вы определили задачи и содержание политологии?
  10. Определите соотношение понятий «теоретическая» и «прикладная» политология.

Словарь

  1. Политология - наука о политике, политической жизни во всех ее проявлениях.
  2. Сравнительная политология - отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выявляются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических субъектов.
  3. Прикладная политология - наука, разрабатывающая различные политические технологии.
  4. Парадигмы политологии - модель постановки и решения проблем в политической науке.
  5. Методы политологии - подходы к изучению политики и политической жизни.
  6. Бихевиоризм - подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, политических лидеров к изучению и сравнению политических объектов.
  7. Позитивизм - направление в социологии, основанное французским философом О. Контом, характеризуется главным образом требованием того, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта.
  8. Категории политологии - наиболее общие понятия, отражающие существенные характерные черты и связи явлений.
  9. Политическая социология - наука, изучающая влияние общества, социальных организаций на политические процессы.
  10. Политическая философия - наука, изучающая общие черты и особенности различных политических систем.
  11. Политическая психология - наука, изучающая психологические аспекты политической жизни.
  12. Политическая антропология - наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основные потребности людей на политическое поведение.

Назад Содержание Вперед