1. Политология: история, предмет, цели и задачи
«Там, где политическое образование отличается
постоянством, непрерывностью и охватывает
все социальные слои, оно не всегда обращает на
себя большое общественное внимание.
Ненужным же оно не будет никогда»
Т. Майер,
директор Академии образования ФРГ.
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она оказывает давление на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
Значение политики обусловлено также функциями, которые она выполняет в обществе. Эти функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество.
Еще в 430 г. до н.э. политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Особенно актуально это выражение сегодня для России, переживающей период радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни, трансформации самой общественно-политической системы.
Активное включение в политическую жизнь, в социальную борьбу широких слоёв населения, усложнение и появление новых социально-политических структур на современном этапе исторического развития подняли интерес к вопросам политики, политических отношений, деятельности политических лидеров, партий, общественнополитических движений, государственных институтов, их влияния на экономику, идеологию, культуру и т. д. Кроме того, более чётко обнаружилась тенденция связи политики с наукой, и всё настойчивее осознаётся необходимость преодоления здесь ошибок и упущений.
В то же время в самом общем виде политология - это наука о политике. Необходимость рассмотрения политики как общественного явления в ходе изучения политологии обусловлена, прежде всего тем, что политика является центральной категорией этой науки. Кроме того, первенство политики, политической сферы над другими основными сферами общественной жизни - экономической, социальной, духовной - обусловило эту необходимость с практически-прикладной точки зрения.
В современной политической науке нет однозначного определения термина “политика”, что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики:
- социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру;
- субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;
- научносконструированные, раскрывающие её деятельностный характер.
Большинство современных политологов придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве её первоосновы власть и её носителей, ибо политика - это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.
Системный анализ понятия «политика» показывает, что она имеет сложную структуру. В качестве основных элементов обычно выделяют: политическое сознание; субъекты политики; политическую организацию; политические отношения; политическую культуру; политические интересы.
Современная политология начала формироваться с конца XIX - начала ХХ вв. В наши дни она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широко распространенную учебную дисциплину.
Мировой опыт показывает, что в экономически развитых странах политология является фактором принятия важнейших стратегических решений, составляет фундамент для выработки расчетливых, взвешенных тактических ходов. В то же время политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институциализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х гг. ХХ в. Институциализа- ция же любой научной дисциплины предполагает прохождение ею определенных этапов развития: накопление теоретического и эмпирического материала в рамках родственных наук; проведение специализированных научных исследований и публикация их результатов; создание специализированных научных изданий; подготовка кадров, создание научных и учебных заведений; формирование научного сообщества ученых и преподавателей данной дисциплины, объединенных в национальные и международные ассоциации. Все эти необходимые этапы становления прошла и политология.
Приступая к исследованию любой обществоведческой дисциплины необходимо, в первую очередь, определить предмет ее исследования, ее содержание, предназначение и функции, а также место, которое она занимает среди других наук этого направления. Что касается политологии, то поиск правильных ответов на подобные вопросы важен прежде всего для точного понимания политических реальностей в современном мире.
Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. В связи с этим обратимся к истории и рассмотрим взгляды ученых на эту проблему.
Согласно концепции Платона мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Под “наукой о политике” изначально и понималось усвоение таких качеств. Частью политического воспитания, причем самой главной, самой “архитектонической”, считалась подготовка будущих законодателей. Начиная с Платона, одним из коренных вопросов науки о политике был вопрос и о том, кто должен управлять государством. Платон считал: править должны лучшие. Но, безусловно, - не многие, не толпа, не демос. В дальнейшем этот вопрос оставался предметом обсуждения всех поколений политических философов.
Платона можно считать “отцом политической науки”. Он впервые намеревался перекроить всю структуру государства сверху, предложив свою модель политической системы. Его государство не является ни утопией, ни описанием конкретной действительности. Оно является парадигмой, т.е. изображением того, что, по мнению Платона, составляет сущность государства. В то же время его государство - это первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решает, чему быть и не быть общественным благом. Этика и политика в его системе неразрывно связаны. Кроме того, в платоновском учении о государстве отсутствуют индивидуальная мораль, представление о гарантированных человеческих правах и личном достоинстве. Однако, несмотря на это, а может быть и благодаря этому, платоновская мысль держала в напряжении все последующее развитие политической науки.
Другой древнейший ученый - Аристотель, противоречит Платону, выдвигая аргумент, согласно которому в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, а, следовательно, платоновское деление на людей, которые должны повиноваться, и на тех, которые властвуют, и вытекающее отсюда неравенство прав и обязанностей, должны быть поставлены под вопрос. Эта мысль никого не оставляет равнодушной и по сей день.
Аристотеля можно считать основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, исходил из человеческой психологии, а не из произвольно установленных ценностей. Он указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. На место платоновского государственного единства им ставился плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе - конституция и законы - являются высшей инстанцией. Тем самым Аристотель хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рассматривал, как существо политическое и в отличие от Платона этика и политика у него выступают порознь.
Отмечая огромный вклад в становление и развитие политической науки Аристотеля и его предшественника Платона, следует подчеркнуть, что они фактически составляют два полюса, между которыми и поныне движется политическая философия и политическая наука: нормативной концепции Платона противостоит аналитический метод Аристотеля.
Н. Макиавелли считается родоначальником третьего традиционного направления политического мышления (оно пришло на смену классическому взгляду на политику), политической теории как учения о государстве. В его трудах государство рассматривается не как общество (коммуна, коллектив) в старом смысле, а как организация господства, отличительной чертой которого является суверенитет, т.е. неограниченные правовые полномочия инстанции для поддержания правопорядка и мира внутри определенной области. В своей работе «Государь (властелин)» Н. Макиавелли даёт советы государю о том, как сделать государство сильным. Суть: правителю позволительно все (вплоть до убийства и предательства) для того, чтобы сделать своё государство сильным. Макиавелли наивно полагал, что когда государство станет сильным, царь откажется от чрезвычайных мер, и в этом была его ошибка. Церковь прокляла Макиавелли, внесла его работу в список запрещенных книг, так как виновником распада Римской империи он назвал церковь. Он объяснял своё обвинение так: в Римской республике воспитали важную добродетель "высший смысл и назначение человеческой жизни - служить своему государству". Но когда церковь вмешалась в воспитание граждан (сказав, что бы ты ни делал, останешься таким, каким родился) государство развалилось. Макиавелли в своем труде призывает забрать право воспитания граждан у церкви.
Подчеркнем, что со времен Н. Макиавелли, который разработал принципы изменения политических структур и тактику этих изменений, политическую теорию можно назвать в некотором смысле одним из методов исследования. Он помогал ответить на вопросы, касающиеся типов человеческих взаимоотношений, основанных на власти, правлении, авторитете. Макиавелли значительно обогатил и понятийный аппарат науки о политике.
История учит, что с течением времени в обществе возникает новый класс - буржуазия, этот класс изо дня в день становится всё богаче, при этом абсолютно не имея власти, поскольку она вся принадлежит бедной аристократии. Буржуазия стремится к обретению власти, и на этой почве возникают философские течения. Одним из представителей этих течений является Т. Гоббс, который выдвинул идею, что: в условиях естественного состояния человека, все были равны, с процессом же формирования собственности появляется, так называемое, состояние "войны всех против всех”. С возникновением такого состояния, люди стали бояться самоуничтожения и объединились в государство, заключив общественный договор, избрали себе правителя (монарха или парламент) с обязанностью не допускать состояния "войны всех против всех". По этой теории, все люди заключили общественный договор, в том числе и аристократия, и буржуазия, значит, все в равной степени могут претендовать на власть (это было на руку буржуазии).
Дж. Локк пошел дальше, он высказал мысль, что все люди в естественном состоянии были равны, все имели частную собственность, следовательно частная собственность существовала до государства и общества. Каждый человек в соответствии со своим рвением мог увеличить свой капитал, собственность. Отсюда возникают стычки из-за конфликтов на почве раздела собственности, появляется возможность возникновения войны "всех против всех". Чтобы не допустить этого, граждане заключили между собой общественный договор. Общество избрало правителя и поручило соблюдать законы, которые уже сформировались в обществе. Но законы надо совершенствовать, а для этого надо создать специальные органы, т.е. получается, что власть должна образовать исполнительную и законодательную ветви.
После революции в Англии, назревала революция во Франции, и идеи Дж. Локка перенял Ш.Л. Монтескье (теория разделения властей) и другие прогрессивные люди. Ж.-Ж. Руссо так представлял образование государства: могло возникнуть состояние "войны всех против всех" и богатые предложили мир беднякам (плохой мир лучше доброй ссоры). И. Кант ввел понятия правового государства, публичного и частного права. Гегель, рассуждая об обществе и государстве, пришел к выводу, что эти понятия нельзя отождествлять. Но ошибка Гегеля в том, что он ставит государство выше общества, хотя государство рождено обществом. Государство называют земнобожественным существом.
К. Маркс, изучая труды всех своих предшественников, пришел к выводу, что человек должен быть в центре внимания государства, обладая экономической и политической свободой и имея социальную защищенность. Только в таких условиях человек обретает возможность саморазвития, обнаружения своих талантов. При таких условиях наступит эпоха коммунизма и гуманизма. Маркс видел следующую структуру идеального общества: базисом являются различные формы собственности, на более высоком уровне находятся различные социальные группы, уровнем выше - различные политические партии, и во главе пирамиды находится власть в обществе, делящаяся на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Важную роль в изучении вопроса о предмете политологии и в интернационализации ее академического признания сыграл известный Международный коллоквиум по вопросам содержания и структуры политической науки (Париж, 1948), созванный по инициативе ЮНЕСКО. Политологи из различных стран договорились о неком едином международном стандарте в понимании объекта, предметного поля и границ политической науки, согласно которому, последняя должна включать в себя следующие основные компоненты: политическую теорию (теорию политики и историю политических идей); теорию публичных (государственных) институтов (государственных, центральных и региональных, местных; законодательных, исполнительных и судебных), их структуры и функционирования; тео- рию политического участия и давления граждан (партии, групповые объединения, общественное мнение) и теорию международных отношений (международных организаций и мировой политики). Казалось бы “аСа. est fabula”. Однако это только подлило масла в огонь. Ряд ученых уже в начале 50-х гг. ХХ в. пункты второй и третий стали объединять под общим названием “политическая социология”, а часть пункта второго выделять под названием “административные науки” (исследования о центральном и местном правительствах, о правительственных учреждениях и др.). Так появились четыре главные ветви политической науки: политическая теория, политическая социология, административные науки, международные отношения. Все они связаны понятием “политика”, которое в свою очередь различные исследователи трактовали по-разному.
Сегодня в научной и учебной литературе изложены различные точки зрения на подходы к предмету политологии. Остановимся на некоторых из них.
Первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти. В этом плане в понятие “политология” вкладывается “собирательный” смысл по объекту исследования. По мнению немецкого ученого П. Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. Причем, политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о предмете собственно политической науки. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке вышеперечисленных дисциплин, что по существу является отстаиванием концепции начала нынешнего века, хотя и на ином уровне.
Согласно второй точке зрения политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют одни и те же объекты (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Это отмечают Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Р. Шварценберг. В частности, Р. Шварценберг прямо говорит, что политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти. И напрасное занятие придумывать другие категории политической науки. Действительно их сходство видно уже из того, что и политические социологи и политологи рассматривают некоторых мыслителей древности (прежде всего Аристотеля и Платона) как своих предтеч, а таких теоретиков новейшего времени, как М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М. Острогорский, Р. Михельс, А. Бентли, Д. Трумен, Ч. Меррием, Г. Лассуэл - как основателей этих наук.
В настоящее время зарубежные политическая социология и политическая наука (политология) в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане малоразличимы. Это подтверждается и деятельностью совместного исследовательского комитета по политической социологии - Международной социологической ассоциации политической науки. В то же время имеется различие между этими двумя дисциплинами. Политическая социология, имея свой предмет исследования - анализ поведения (взаимодействия) индивидов, социальных общностей, политических институтов по поводу власти, т.е. социальных механизмов власти, - как бы завершает формирование целостного представления о политике как отношениях социальных субъектов, их деятельности и поведения. Политическая социология сама дает конструктивный “снятый” материал для общей теории политики. Безусловно, она имеет свой предмет исследования, свои специфические методы и методики, но все же, как двуликий Янус, в теоретико-методологическом и понятийном аспектах не может разойтись с политологией.
Различие предметов социологии и политологии обнаруживается лишь тогда, когда последняя понимается как наука, имеющая практическое применение, когда главной ее задачей выступает оказание непосредственной помощи политическим деятелям, принимающим важные решения. По крайней мере наука должна указывать им на возможности осуществления целей, хотя для нее самой эти цели остаются недостижимыми.
В то же время, по мнению некоторых ученых, политическая социология, видимо, все же дисциплина промежуточная между социологией и политологией и поэтому не имеет четких границ. Соединение социологии и политологии - это “брак по расчету, а не по любви”. В этом браке объединены совершенно различные концепции: социологическая, ориентированная на общество, и политологическая, ориентированная на государство.
Третья точка зрения рассматривает политологию как общую теорию политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.
Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти. А социальной организацией, обладающей “конечной” властью над людьми, выступает государство. Оно как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать индивидуальные, групповые воли, цели, интересы и по возможности направлять их на реализацию единой общенациональной политики - эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике. Полнота ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.
Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”.
Кроме трех рассмотренных позиций относительно предмета политологии, существуют и другие. Среди них такие, которые определяют ее как науку о государстве; о политическом господстве; о политическом порядке; о формировании и разделении власти; об авторитетном распределении ценностей в обществе. Среди американских политологов распространено мнение о политологии как теории регуляции конфликтов.
Подводя итог вышеприведенным рассуждениям, можно сделать вывод, что политология как научная дисциплина охватывает существующий политический порядок, где доминируют постоянные величины, и политический процесс, где доминируют переменные величины. Она исследует такие проблемы, как: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, личность и социальные группы (включенные в политику) во всем многообразии их политикопсихологических и политико-культурных характеристик и др.
Проблемы, которыми сегодня занимается политология, можно разделить на три крупных блока:
- философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики политических феноменов, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
- политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
- политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д.
Однако эти блоки не соподчинены, а равнозначны между собой, поскольку идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее, в свою очередь, без конкретных политических институтов.
Политология как наука имеет две стороны: теоретическую и прикладную. Теоретическая сторона обращена к изучению проблем, связанных с формированием фундаментальных знаний о закономерностях политических процессов, о методологии и методах исследования проблем политической жизни общества. В прикладной политологии изучаются пути и средства воздействия на политическую реальность, вырабатываются практические рекомендации политическому руководству, направленные на совершенствование управления обществом и государством.
В политологии есть свои законы и закономерности. Среди них наиболее важную роль играют законы и закономерности:
- возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий;
- становления, функционирования и изменения характера и содержания политической власти;
- функционирования и развития политического процесса (политических отношений, политической деятельности);
- функционирования и развития военно-политической сферы общества, формирования и реализации военной политики, использования военной силы субъектами политики.
Таким образом, политология - это наука об общих и специфических закономерностях и тенденциях возникновения, функционирования и эволюции политических интересов, взглядов, теорий и отношений, становления и развития политической власти, теоретической и прикладной деятельности субъектов политики.
Объектом политологии является политическая сфера жизни общества, все явления и политические процессы, происходящие в ней. Следует заметить: политическая сфера общественной жизни - это объект изучения не только политологии, но и многих других общественных наук. Каждая из них рассматривает политическую сферу жизни общества под своим углом зрения, соприкасаясь с политологией и в то же время отличаясь от нее. Кроме того, объект политологии имеет определенные уровни, это общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и категории; реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности); конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.
Предметом политологии являются закономерности и тенденции развития политической жизни общества, теоретической и практической деятельности субъектов политики.
Политология как самостоятельная научная дисциплина имеет свой категориальный аппарат и систему методов познания политической действительности.
Назад | Содержание | Вперед |