ВВЕДЕНИЕ

  Программа курса «Общая психология. Мотивация, эмоции, воля» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  Курс предусматривает изучение следующих вопросов:
  • потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации;
  • основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций;
  • воля и волевые процессы, понятие воли в психологии, признаки волевых явлений, произвольное и волевое, воля как высший уровень регуляции, волевые процессы и их изучение.
  Цель курса - сформировать у студентов систему знаний об особенностях современного состояния и тенденций развития общей психологии, в частности: психологии мотивации, эмоций и воли, а также овладение студентами знаниями о сущности процессов мотивации, эмоций и волевых явлений личности, понимание значения указанных психологических явлений в становлении личности.
  В разделе «Психология мотивации» в качестве основных тем можно выделить следующие: история изучения детерминации активности человека и животных, трактовка мотивации в различных теориях личности, внутренняя и внешняя мотивация, мотив как процесс и как результат, проблема полимотивации деятельности, мотивация достижения, мотивационная сфера личности. Важным и актуальным представляется такие аспекты раздела как мотивационные свойства личности и мотивационная сфера личности.
  В разделе «Психология эмоций» рассматриваются вопросы происхождения и роли эмоций в жизни человека, виды эмоциональных переживаний, теории эмоций, экспериментальное изучение эмоций. Особо выделяются такие аспекты как функции эмоций и различные взгляды на природу эмоций.
  В разделе «Психология воли» освещаются темы: понятие воля и его место в истории науки, теория контроля за действием Ю. Куля, функции волевых процессов, эмоционально­волевая регуляция, волевые качества личности. Основное внимание уделяется системному характеру понятия воли и проблеме формирования волевых качеств личности.
  Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Возрастная психология», «Психология личности», «Социальная психология» и опирается на их содержание. Знание и учет онтогенетических аспектов мотивации волевой регуляции позволяет эффективно организовать взаимодействие взрослого с ребенком, а это способствует личностному развитию ребенка, в частности, формированию у него внутренней мотивации. Человек с развитой внутренней мотивацией получает удовлетворение от самой активности, стремится к достижению высоких целей. Этому способствует развитая сфера внутренней регуляции деятельностью.
  Предлагаемое компьютерное учебно-практическое пособие включает глоссарий, который позволит полнее уяснить сущность основных понятий.
  Итоговая аттестация осуществляется на основе компьютерного тестирования. Тестовые задания полностью базируются на материале пособия. Для успешного прохождения тестирования вам не надо изучать дополнительный материал.
  Курс строился нами не только для решения узко профессиональных задач, но и с учетом необходимости решения общеобразовательных задач.
  Автор пособия от души желает вам успеха в изучении психологии и, в частности, предложенных в данном пособии разделов.

Назад Содержание Вперед