Глоссарий
Индивидуальный стиль деятельности - совокупность характерных для данного субъекта навыков, методов, приемов и способов решения задач выполняемой деятельности, обеспечивающая успешное ее выполнение.
Методы психологии труда - основные пути и приемы познания закономерностей взаимодействия человека и профессиональной среды. Поскольку для психологии труда характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых явлений и процессов, в ней используется широкий ассортимент методов (и конкретных методик), сложившихся в психологии и других науках. С помощью психологических методов осуществляется анализ деятельности субъекта труда, проводится оценка влияния различного рода факторов на профессиональную деятельность и ее результаты. Применение психологических методов в психологии труда осуществляется по двум направлениям: в целях исследований или в целях испытаний. В результате исследований (наблюдение, эксперимент, опрос и др.) устанавливаются определенные факты и закономерности, раскрываются механизмы деятельности субъекта труда, проводится психологический анализ деятельности. В результате испытаний, проводимых обычно с помощью тестов, у субъекта определяется наличный уровень тех или иных психологических качеств и характеристик.
Монотония (от греч. monos - единый, tonos - удаление) - функциональное состояние человека, возникающее под действием на него особых условий среды и выполняемой деятельности. Монотония является следствием монотонной работы, которая характеризуется однообразным и многократным повторением одних и тех же действий (более 1000 раз за смену), малой продолжительностью цикла трудовых движений (до 1 мин), небольшим количеством элементов производственных операций (4-5 и меньше), простотой содержания трудовых действий, в отдельных случаях - высоким темпом работы. Монотония чаще всего возникает на поточно-конвейерном производстве, где технологический процесс разделен на дробные и простые операции, выполняемые в заданном принудительном темпе. Монотония оказывает специфическое влияние на организм человека. Физиологически это выражается в быстром развитии процессов торможения в центральной нервной системе, преждевременном возникновении утомления и возможности развития нервного истощения. В психологическом плане выполнение монотонной работы нередко бывает связано с появлением особых психических состояний (скуки, сонливости, апатии, снижения интереса к труду и др.). Эти состояния, как и физиологические сдвиги в организме работающего, приводят к снижению производительности труда, ухудшению его качественных показателей и другим нежелательным последствиям.
Надежность субъекта труда - свойство человека безотказно выполнять деятельность в течение определенного времени при заданных условиях. Надежность характеризуется показателями безошибочности (вероятность безошибочной работы, интенсивность ошибок), готовности, восстанавливаемости (вероятность исправления ошибки) и своевременности (вероятность своевременного выполнения работы). Надежность субъекта труда не является постоянной величиной и меняется с течением времени. Это обусловлено как изменениями условий деятельности, так и колебаниями состояния человека. Поэтому при определении надежности в каждом конкретном случае учитываются особенности выполняемой деятельности. Повышению надежности способствуют развитие самоконтроля, необходимый уровень профессиональной подготовки, наличие профессионально важных качеств, правильная организация труда.
Организация труда - процесс его упорядочения, приведения в определенную систему для более эффективного достижения конкретных целей трудовой деятельности. Другими словами, это комплекс организационно-технических мер, направленных на изучение, проектирование и внедрение рациональных форм трудовой деятельности. Неудовлетворительная организация труда влечет за собой снижение эффективности производства, экономические потери, может привести к травматизму и несчастным случаям.
Принятие решения - процесс преобразования исходной информации в состоянии неопределенности, способствующий достижению цели. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности. Основные этапы принятия решения включают информационную подготовку решения и собственно процедуру принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекцию эталонной гипотезы или программы действий. Структуру принятия решения образуют цель, результаты, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора.
Производительность труда - понятие, характеризующее эффективность затрат труда и определяемое количеством продукции, произведенным в единицу времени.
Промышленная психология - направление исследований психологии труда, основной задачей которого является поиск возможностей психологической рационализации труда работников различных отраслей промышленного производства. Основной целью промышленной психологии является повышение работоспособности субъектов труда психологическими средствами.
Профессиография (от лат. professio - род занятий и grapho - пишу) - изучение и описание социально-экономических, производственнотехнических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Профессиография изучает цель и задачи конкретного вида профессионального труда, условия и организацию выполнения отдельных этапов трудового процесса и всей работы в целом, а также психофизическую структуру профессии. Трудовая деятельность в профессио- графии выступает не только в качестве предмета объективного научного изучения, но и как предмет многоплановой оценки, которая осуществляется в соответствии с различными критериями (тяжесть, напряженность, эффективность и пр.) Результатом профессиографии выступает профессио- грамма - сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых ею к человеку. Объем и содержание профессиограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии (профотбор, производственное обучение, рационализация режима труда и отдыха и др.).
Профессиональная компенсация - возможность успешного выполнения деятельности при недостаточном развитии одних качеств за счет более высокого развития других. Результатом профессиональной компенсации является выработка человеком индивидуального стиля деятельности. Возможности профессиональной компенсации реализуются по двум основным направлениям. Во-первых, это компенсация недостаточного развития психических функций другими, более выраженными (например, скорость реакции в ряде случаев может компенсироваться умением заранее планировать свою деятельность). Во-вторых, возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Однако возможности профессиональной компенсации далеко не безграничны. Есть целый ряд профессий, где низкий уровень развития того или иного профессионального качества не может быть компенсирован ни другими качествами, ни упорной тренировкой. В таких случаях необходим профессиональный отбор.
Профессиональная пригодность - совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявляемым к нему профессией. В структуре профессиональной пригодности выделяют профессиональные способности, подготовленность к определенному виду деятельности, трудовую мотивацию. Критериями оценки профессиональной пригодности являются высокое качество работы, соблюдение безопасных условий труда, безвредность работы для организма человека. Профессиональная пригодность не является врожденным качеством, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при высокой мотивации. Выделяют два типа профессиональной пригодности - абсолютную (к профессиям, требующим наличия специальных индивидуальных черт) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически любому здоровому человеку).
Профессионально важные качества - отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. Профессионально важные качества являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности. Определение и оценка профессионально важных качеств имеют большое психодиагностическое значение, оказывают существенное влияние на результаты деятельности, поэтому их обязательно учитывают при профессиональном отборе.
Профессиональный отбор - комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Потребность в профессиональном отборе вызвана ограниченностью педагогических возможностей развития ряда профессионально важных качеств, а также наличием специальностей, которые предъявляют к человеку некомпенсируемые требования. Это относится в первую очередь к видам деятельности, протекающим в экстремальных условиях (повышенное нервно-психическое напряжение, дефицит времени, информационные перегрузки и пр.). Профотбор направлен на то, чтобы отобрать для этих условий лиц с особыми свойствами, позволяющими выполнять функциональные обязанности с высоком качеством и без опасного для здоровья перенапряжения основных систем организма. В основе принятия решения при проведении профотбора лежит оценка профессиональной пригодности на основе медицинских, образовательных, социальных и психологических критериев.
Психическая напряженность - состояние человека, возникающее в усложненных условиях деятельности. По характеру влияния этих условий выделяют состояние операционной напряженности и эмоциональной напряженности. В основе операционной напряженности лежит преобладание процессуальных мотивов деятельности, которые оказывают мобилизующее влияние на субъекта деятельности и способствуют сохранению высокого уровня работоспособности. Развитие состояния эмоциональной напряженности приводит к падению эффективности деятельности и ее дезорганизации.
Психограмма (от греч. psyche - душа и grapho - пишу) - важнейшая составная часть профессиограммы (см. Профессиография), представляющая собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой осуществляется изучение профессии. Спецификой составления психограммы в целях профессионального отбора является ориентация на изучение профессиональной пригодности человека к конкретной профессии. Психограмма, составленная в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, ориентирована на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются развитию в процессе упражнений по мере овладения профессиональной деятельностью. При составлении психограммы в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения.
Психологическая служба предприятия - специализированное подразделение в структуре предприятия, предназначенное для проведения практической психологической работы. Цель ее деятельности состоит в разработке и реализации мероприятий, обеспечивающих использование психологических факторов повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными процессами в трудовых коллективах, развитие профессиональной активности работников и создание условий для развития личности. В задачи психологической службы предприятия входят совершенствование системы подбора и расстановки кадров, оптимизация психологического климата, разрешение внутри- и меж- групповых конфликтов, обогащение содержания труда, совершенствование рабочих мест и организации труда. Кроме того, работники психологической службы предприятия участвуют в психофизиологическом обосновании норм труда, разработке режимов труда и отдыха, оптимизации условий труда, реализуют психологическую поддержку работников.
Психологический отбор - один из видов профессионального отбора, предназначенный для выявления у кандидатов профессионально важных психологических качеств, которые определяют эффективность обучения в установленные сроки и успешность последующей профессиональной деятельности. Основной целью психологического отбора является прогнозирование профессиональной пригодности к конкретному виду профессиональной деятельности. Психологический отбор осуществляется в определенной последовательности. На основе психограммы профессиональной деятельности определяются профессионально значимые качества. Затем подбираются методики, с помощью которых проверяется уровень выраженности этих качеств у конкретного субъекта деятельности. В дальнейшем по выбранным методикам проводятся контрольные испытания и оценивается корреляция между успешностью деятельности и результатом оценки кандидата по каждой методике и их совокупности. Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профессиональную пригодность кандидатов. И наконец, разрабатываются и обосновываются организационно-методические формы проведения психологического отбора, в соответствии с которыми проводится обследование кандидатов и делаются выводы об их профессиональной пригодности (например, абсолютно пригодные, условно пригодные, непригодные).
Психология труда - отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе труда. В настоящее время исследования по психологии труда проводятся в различных отраслях производства, культуры и науки. Психология труда органически связана с другими отраслями психологии (социальной, педагогической, инженерной и пр.), основывается на общих с ними принципах, использует их достижения и методы. Кроме того, психология труда координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, технической эстетикой.
Работоспособность - потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от индивидуальных и психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также от внешних условий деятельности. Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя. Выделяют следующие стадии работоспособности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности могут варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.
Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) - термин для обозначения состояния, возникающего в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются физиологический и психологический стресс. Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора на организм человека. Проявление этого типа стресса сопровождается изменением протекания различных психических процессов, мотивационной структуры деятельности, эмоциональных реакций, нарушением двигательного и речевого поведения, вплоть до полной дезорганизации деятельности. Психологический стресс подразделяется на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принять верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и пр. Устойчивость человека к возникновению различных форм стресса определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности.
Успешность трудовой деятельности - интегральная характеристика результата выполнения деятельности субъектом труда, которая определяется на основе соотнесения качества и количества необходимых действий с психологической и физиологической ценой деятельности. Успешность трудовой деятельности зависит от уровня квалификации субъекта труда, его профессионально важных качеств, а также от организации трудового процесса.
Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. Утомление имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, скорости и качества работы), физиологическом (вегетативная декомпенсация, повышение инертности), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных функций, сдвиги в эмоциональномотивационной сфере) уровнях. Субъективное ощущение утомления называется усталостью.
Эмоциональная устойчивость - способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Чем ниже эмоциональная устойчивость, тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Эмоциональная устойчивость зависит от силы нервных процессов, индивидуальных особенностей эмоциональной сферы. Она может снижаться в связи с неблагоприятным функциональным состоянием, недостаточной подготовленностью к деятельности.
Назад | Содержание | Вперед |