5.4. Детский коллектив - микросреда социализации и воспитания ребенка
В современной социально-педагогической литературе понятие «коллектив» имеет не однозначное определение, что затрудняет понимание роли коллектива в социализации и социальном воспитании подрастающего поколения. Нередко раздаются популистские заявления о неактуальности формирования коллектива в условиях рыночной экономики, так как на первый план должна выйти индивидуальность и индивидуалистические цели, дабы утвердиться и выжить в ситуации жесткой конкуренции. Наряду с понятием « коллектив» как синонимы часто используются понятия «группа», «команда», «общность».
Уточняя понятие «коллектив», надо учитывать область научного знания, в контексте которого оно рассматривается. Так, с точки зрения социологии и социальной психологии коллектив - это разновидность малой группы и выступает высшей стадией ее развития. Группа — это совокупность взаимодействующих людей, которые ощущают свою принадлежность к одному целому и воспринимаются другими как некое сообщество (14).
Термин «команда» используется в основном в социологическом знании По определению Г. Н. Черепанцева и В. И. Скиба, команда - это «особым образом сформированный и управляемый коллектив, самоорганизующийся, реагирующий на любую ситуацию и задачу как единое целое» (141, с. 60). Команда обозначает высший уровень развития коллектива на основе повышения уровня сплоченности малой группы. Процесс трансформации малой группы в команду выглядит следующим образом:
Условие превращения малой группы в команду: повышение уровня сплоченности членов.
Понятие «команда» применимо к обозначению высшего уровня развития трудового коллектива и не используется в педагогике для обозначения стадии развития нетрудовых коллективов, к которым относятся школьные и классные коллективы.
В самом общем виде коллектив определяют как формализованную социальнопсихологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.
Психолого-педагогическая теория коллектива представлена в работах Е. С. Аркина, В М. Бехтерева, А. С. Залужного, А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Х. Й. Лийметс, А. Г. Кирпичника, А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Н. Л. Селивановой. Так, В. М. Бехтерев определял коллектив с точки зрения социальной психологии - это любая общность вообще. При этом в качестве доминирующего признака он выделял объединение людей вокруг общей цели для осуществления совместной деятельности: «Коллектив людей... в основе своей всегда имеет связывающее нечто, как, например, общее настроение, общее сосредоточение, общее обсуждение, общее решение или постановление, или единство цели и действия... ». Он обращал внимание на две основные характеристики коллектива - единство и взаимодействие. В основу классификации коллективов ученый положил критерии единства целей. Но в отличие от А. С. Макаренко он не определял характер целей - просоциальные или антисоциальные.
А. С. Аркин понимал детский коллектив как «группу детей, длительно связанных общностью среды и организации, своей самодеятельностью значительно определяющих содержание и развитие коллективной жизни». Он считал, что структура коллектива определяется преимущественно количеством составляющих его членов, социальным, возрастным, половым составом, степенью спаянности или бесформенности, формами связи его с другими коллективами. На весь ход жизни коллектива, по мнению исследователя, влияет ряд особенностей: вожачество, изобретательность и подражательность.
Фундаментальные теоретические и практические разработки проблемы коллектива принадлежат А. С. Макаренко. В отличие от предшественников педагог впервые определил характер целей деятельности коллектива — цели, служащие на благо обществу. По сути дела этот признак, выделенный Макаренко А. С., помог и помогает отдалить понятие «коллектив» от таких понятий, как «шайка», «банда». Мы не мыслим себе такие словосочетания, как «коллектив преступников», «коллектив грабителей», но используем сочетания «банда грабителей», «преступная группировка».
Идейным единомышленником А. С. Макаренко выступил Л.С. Выготский. Он утверждал, что сама природа детского развития требует от воспитателей организовывать коллективную деятельность и отношения сотрудничества, только они обеспечат настоящую социальную координацию поведения.
Коллектив - это социально приемлемое и социально одобряемое сообщество людей. Наличие коллектива априори свидетельствует о неком социальном благополучии организации, учреждения, системы в целом.
Идею социально значимых и одобряемых целей коллектива детей А. С. Макаренко сформулировал в качествах коллектива: «... На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет перед собой первый долг перед всей страной, только через коллектив каждый его член входит в общество... Достижение целей коллектива, общий труд, долг и честь коллектива не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей. Коллектив - не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества».
А. С. Макаренко, принявший безоговорочно идеологию и советский образ жизни, определял цель воспитания исключительно с позиций интересов общества: «В Советском Союзе не может быть личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива». Далее педагог определяет, что «наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей».
Подобный взгляд на цель воспитания личности оказался доминирующим в течение многих десятилетий. Лишь в 80 - 90-е гг. XX столетия, отмеченные интенсивным реформированием государственного и общественного строя в России, сменой идеологии, системы ценностей и приоритетов, педагогическая наука зафиксировала в цели воспитания приоритет, значимость и ценность индивидуального и личностного начала по отношению к общественному.
Исследования в области педагогики коллектива особенно интенсивными стали со второй половины 60-х гг. XX столетия. Они привели, по утверждению Л. И. Новиковой, к возникновению современной концепции детского коллектива, являющейся итогом интеграции накопившихся в сфере педагогики и смежных с нею наук знаний о нем, о закономерностях его развития. Основой такой интеграции стал системный подход к детскому коллективу как педагогическому объекту исследования. Он дал возможность соединить имеющиеся в науке данные в единую систему представлений о детском коллективе как цели, субъекте и объекте воспитания.
Разработанная концепция основана на идеях А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского, уточняет и обогащает эти идеи современными исследованиями психологии, социологии, педагогической антропологии, культурологии, собственно педагогики. Так, вводится и трактуется понятие «воспитательный коллектив». По мнению авторов концепции (Х.Й. Лийметс, А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой), его введение позволяет исследователям изучать коллективы, функционирующие на базе самых различных воспитательных институтов общества с единых методологических позиций, фиксируя в них и то общее, что свойственно всем им как коллективам воспитательным, и то особенное, что характерно для каждого из них как воспитательного коллектива особенного типа, и то единичное, что свойственно именно данному коллективу.
Воспитательный коллектив - особый вид трудового коллектива, его разновидность наряду с производственными, научными, армейскими коллективами. Он обладает общими с ними чертами, но имеет и специфические черты. К специфическим чертам в первую очередь относится особенность его социальной функции - воспитание. «Она определяет своеобразие его структуры: любой воспитательный коллектив - комплекс двух относительно самостоятельных коллективов - воспитателей и воспитанников, педагогов и учащихся, обучающихся и обучаемых. При этом воспитательная деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы обеспечить воспитывающий характер жизнедеятельности, в которую педагоги включают своих воспитанников».
В словаре по педагогике Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова детский воспитательный коллектив определяется с двух позиций:
1) созданная система коллективистических, высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности;
2) детская группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Современный ребенок входит в окружающий мир, формируется и развивается как личность через разные по своим воспитательным возможностям, сложности структуры, длительности функционирования коллективы. Следовательно, в социальной микросреде, как и среде в целом, на личность ребенка влияет не один коллектив, а множество различных по своему назначению и характеру оказываемых ими на детей влияний: коллектив класса, отряда, кружка, спортивной секции; клуба по месту жительства и т. п. Их воздействие на ребенка носит закономерно дифференцированный характер, что в свою очередь создает и определенную проблему интеграции их влияния на личность отдельного ребенка. По определению Л. И. Новиковой, отсутствие интеграции порождает бессистемность и противоречивость влияний на детей разнотипных коллективов, что не способствует решению проблем воспитания и развития подрастающей личности.
Одним из путей интеграции воздействий на ребенка выступает создание воспитательного пространства. В этом случае основным механизмом его создания является взаимодействие коллективов, объединенных единым пониманием педагогических задач, едиными принципами и подходами в воспитании.
Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, в которой отражаются форма его организации. Детский коллектив выступает средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он является средой его жизнедеятельности и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.
В педагогической науке и практике общепризнанным является факт, что непосредственное влияние на личность ребенка оказывает первичный коллектив - такая группа детей, в которой они находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. Первичные коллективы могут быть как постоянными, так и временными. По характеру деятельности их можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды, бригады и т. п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
Л. И. Новикова выделяет так называемый ситуативный коллектив, который представляет собой общность коллективного характера, «возникающую в условиях большого эмоционального подъема или в непредвиденных трудных ситуациях».
Группа в своем движении к коллективу проходит ряд этапов. А. С. Макаренко выделял три стадии развития коллектива. Его становление определялось педагогическим требованием: на первой стадии единоличное требование педагога, на второй - основным проводником педагогического требования выступает актив группы, на третьей стадии — требование исходит от коллектива.
В настоящее время утвердился подход к определению стадий развития коллектива, признающий в качестве сплачивающего средства не только требования, но и другие средства (А. Т. Куракин, Л. И. Новикова).
В последние десятилетия проявляется отчетливая тенденция определять коллектив как группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самым существенным качеством группы называют уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование - в группу-коллектив.
Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат: группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т. д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения.
Если начальное объединение произошло, дети приняли статут «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые признаки формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы создает возможность перейти к более высоким уровням организации. Изменяются межличностные отношения. При благоприятных условиях группа переходит на следующую ступень - к группе-кооперации.
Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень - автономизацию.
Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»). В ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в лжеколлектив - группу-корпорацию
Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность, и она становится группой-коллективом.
Коллектив имеет определенную структуру, в которой выделяются как бы две подструктуры: формализованная и неформализованная.
Формализованная структура коллектива задается и создается педагогом для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Формализованную структуру образуют деловые отношения управления, складывающиеся между педагогами, представителями органов самоуправления и остальными детьми.
Неформализованную структуру образуют неофициальные отношения детей, которые проявляются в межличностных отношениях всех членов коллектива и в избирательных отношениях дружбы и приятельства.
Для педагогической социологии важен факт, насколько коллектив создает условия для развития личности ребенка, выступает фактором воспитания и социализации. Именно с этих позиций социальный педагог должен определять направления изучения коллектива и выстраивать работу с ним. В качестве основных направлений исследования коллектива выступают: социализирующее и воспитывающее влияние на личность ребенка, уровень развития коллектива, структура коллектива, сплоченность коллектива, уровень воспитанности коллектива, ценностные ориентации коллектива.
Назад | Содержание | Вперед |