§ 2.1.1. Эпидемиология. Теории возникновения эпидемий

  В Древней Греции epidemia обозначала массовое распространение инфекционных заболеваний, прежде всего чумы. Когда болезнь охватывала многие государства и даже континенты, речь шла о пандемии. Тогда в болезни прямо обвиняли бога Природы всех вещей — Пана. «Epi» обозначает «сверх» (русск. — «массовость»), «demi» — от слова «demos» — народ. На Руси эпидемии называли мором или повальной болезнью. Эпидемия никогда не была просто массовым инфекционным заболеванием. Это всегда было и особое психическое состояние. Человеческая психика не могла оставаться в «норме» и здоровой по двум основным причинам. Во-первых, человек непосредственно соприкасался со смертью своих родных, близких, знакомых и своей собственной. Какое бы ни было до эпидемии у человека отношение к своей смертности, во время эпидемии оно радикально изменялось с изменением его психического состояния. История накопила немало литературных источников, превосходно передающих массовые психические изменения, возникающие при эпидемиях у разных народов, в разные эпохи, при разных религиях и в разных сословиях. Кстати, по этим источникам, как ни по каким другим, можно ясно видеть, что подлинное, непосредственное отношение человека к смерти всегда одно и то же. Оно глубже личных свойств человека, его возрастных особенностей, мировоззрения, культуры, религии, пола. Это отношение не является производным ни от чего. Оно изначально первично. Это очень важно знать социальному врачу, ибо это знание является фундаментальным в отношениях социального врача и клиента.
  Таким образом, любая эпидемия есть и психическая эпидемия. В настоящее время эпидемии скорее возникают не по причине инфекционных болезней. В настоящее время, особенно в высокоразвитых, богатых и стабильных странах, эпидемический характер имеют сердечно-сосудистые заболевания, внезапная смерть молодых и здоровых мужчин или глобальное постарение населения. Вместе с тем можно говорить и об эпидемиях здоровья. Когда-то Спарта «заражала» здоровьем соседние греческие государства. Так, в 776 г. возникли Олимпийские игры. Есть все основания считать, что их организатором явился легендарный царь Спарты Ликург. Тоталитарные режимы практиковали «эпидемии» здоровья. Эти массовые движения были и в СССР, и в фашистской Германии.
  Напомним, что эпидемиология — это область медицины, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний: инфекционных, психических, сердечно-сосудистых и др. Как показывает история, возникновение тех или иных эпидемий болезней трудно связать с какой-то одной глобальной причиной. Не будем вдаваться в подробности существующих теорий возникновения эпидемий, а назовем лишь, на наш взгляд, главные.
  Теория природных катаклизмов восходит к древним египтянам, ко времени правления женщины-фараона Хатшепсут. Среди ее приближенных был великий ученый — философ, врач, архитектор, географ, военный стратег Сенемнут, с именем которого впервые и связана эта теория. Приверженцем этих же взглядов был известный итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико (1668-1744).
  Космологическая теория связана прежде всего с именем русского ученого А.Л. Чижевского.
  Социально-экономическая теория впервые четко изложена английским экономистом Давидом Рикардо (1772— 1823).
  Этико-культурологическая теория связана только с одним именем — Альберта Швейцера (1875—1965), «доктора из Ламбарене», лауреата Нобелевской премии.
  Мы назвали только выдающихся деятелей, у которых, естественно, масса апологетов и оппонентов. В наши задачи, повторяем, не входит подробный анализ всех «за» и «против» той или иной теории. В стороне остались еще две совокупности взглядов, которые не сложились пока в четкую концепцию, хотя и имеют под собой тоже чуть ли не тысячелетние традиции. Это религиозно-мистические представления о причинах возникновения «моров» («кары Господней», «мести духов» и т.п.) и военно­стратегическая «концепция», согласно которой эпидемии заболеваний всегда были средством ведения войн, т.е. они планировались и искусственно вызывались на территориях противников. Кстати, дань этим взглядам отдавали Александр Македонский, Суворов и Наполеон.
  Чтобы лучше представить положение вещей с корнями общих закономерностей эпидемиологии, процитируем некоторых авторов. Вот, например:
  Несколько веков назад Европа вновь впала в первобытное варварство. Народы этой части, света, ныне столь просвещенные, пребывали тогда в состоянии худшем, чем невежество. Какая-то подделка под науку, еще более презренная, чем невежество, присвоила себе название знания и ставила возврату последнего почти непреодолимые преграды.
  Это написал Жан Жак Руссо в 1750 г. в работе «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». Он, как известно, считал, что не способствовало. Выделенные курсивом слова прямо относятся к современной России, где псевдонаучные «книги», в том числе и «медицинские» («альтернативная медицина», «народная медицина», «целительство», «тайская медицина» и т.п.), выпускаемые, повторяем, солидными издательствами в поражающих воображение переплетах и тиражах, приводят к мысли, что такого рода агрессия на здоровье наших граждан и общественное здоровье — неслучайное явление.
  Альберт Швейцер высказывается так:
  Но сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идет полным ходом... То, что происходит ныне в отношениях между народами и внутри каждого народа — яркая иллюстрация этой истины. На истории нашего времени лежит печать никогда ранее не виданной бессмыслицы... Утилитаризм вообще не видит этой своей внутренней проблемы, не говоря уже о том, чтобы решать ее. Он слишком спешит получить практические результаты. Наконец, он отдает себя во власть биологии и социологии, приобретая форму бурно развивающейся и развиваемой морали стадного животного. Тем самым он ставит себя окончательно ниже уровня действительной этики.
  Эти мысли великий ученый и врач вынашивал с 1913 г. С той поры, когда, покинув Европу, он организовал госпиталь в Габоне (в Центральной Африке). Четко свои мысли Альберт Швейцер изложил в 1960 г., уже будучи Нобелевским лауреатом (1952 г.), в книге «Культура и этика», которую мы и цитировали (М.: Прогресс, 1973. — С. 34, 67, 286).
  Конечно, причины эпидемий в каждом конкретном случае могут быть разные. У нас нет достаточных оснований отрицать те или иные из названных выше гипотез происхождения эпидемий. Нужно быть честным и признать, что вопрос о причинах эпидемий и в настоящее время остается открытым. Но эпидемии — есть эпидемии болезней человека. История знает лишь единицы случаев, когда эпидемии болезней человека совпадали с падежом скота. Эпидемии возникают, развиваются и распространяются в человеческом обществе, будь то общество древних египтян или европейское содружество начала века и третьего тысячелетия! Поэтому нравственно­этическую сторону «среды обитания и жизнедеятельности» людей убрать со счетов было бы большой ошибкой. При этом, как правы были Руссо и Швейцер, нельзя сводить к одному культуру и цивилизацию. И во времена Жан Жака Руссо, и во времена Альберта Швейцера, и в наше время цивилизация не стоит на месте — она постоянно и стремительно развивается. Но, как сказал один из героев Василия Макаровича Шукшина: Раньше ездили на телегах, теперь летаем на реактивных самолетах. Разве стали здоровее и счастливее?
  Несомненно, с каждым годом человечество становится цивилизованнее во всех отношениях. И первая причина этому — научно-технический прогресс. Но цивилизация отнюдь не укрепляет здоровье (человека, людей, общества, нации, народа). Это признано во всем современном мире специалистами. Неслучайно в этом году под эгидой ЮНЕСКО в Париже состоялся Международный конгресс по социальной медицине, посвященный теме: «Цивилизация, научно-технический прогресс и здоровье народонаселения Земли». Если судить по нашей стране в наше время, то цивилизация скорее способствует заболеваниям, возникновению и распространению эпидемий, инвалидизации и смертности. Только вторая составляющая характеристика общества, а именно культура предохраняет здоровье от пагубных последствий цивилизации. Этико-моральные императивы, которые она предъявляет обществу, направлены на защиту его здоровья. СПИД, губчатый энцефалит, вирус гриппа H5N1, эпидемии токсикомании, наркомании, алкоголизма, детской проституции, олигофрении, психозов и многих других «повальных болезней» — корни всего этого в моральной деградации общества при бурном расцвете цивилизации. Научно-технический прогресс, с одной стороны, и коммерческие интересы, с другой — суть факторы, в лучшем случае не принимающие во внимание здоровье человека (ни физическое, ни психическое, ни духовное). Следовательно, в их сферах находятся механизмы, повышающие вирулентность (заразность) распространителей массовых заболеваний и понижающие иммунитет, т.е. способность сопротивляться инфекции или факторам, вызывающим, например, сердечно-сосудистые заболевания или внезапную остановку сердца. Отсюда витальность, т.е. жизнеспособность, населения планеты резко снизилась, что подтверждается многими параметрами.

Назад Содержание Вперед