§ 2. Возникновение, переход и прекращение права водопользования
Право водопользования можно рассматривать в объективном смысле - как систему правых норм, регулирующих использование водных объектов, и в субъективном смысле - как совокупность прав и обязанностей субъектов водного права, возникающих в связи с использованием водных объектов.
В ст. 1 Водного кодекса РФ под водопользованием (использованием водных объектов) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
Классификацию видов пользования водными объектами (видов водопользования) можно провести по основаниям возникновения права пользования водным объектом. Целесообразно выделять три режима пользования водными объектами: общее водопользование, не требующее получения решения или заключения договора водопользования; специальное водопользование, осуществляемое на основе заключения договора на использование водного объекта, и особое водопользование, для которого водопользователю необходимо получение разрешения.
Общее водопользование - это использование водных объектов общего пользования для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, использования маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства; осуществления разовых взлёта, посадки воздушных судов; забора водных ресурсов для пожарных нужд, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; осуществления традиционного природопользования; научных, учебных целей и иного использования водных объектов, не требующего разрешения на их использование или заключения договора.
На водных объектах общего пользования может быть запрещен забор водных ресурсов, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и её субъектов, прежде всего в целях обеспечения жизни и здоровья людей, государственной и общественной безопасности. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, или иным образом. Основанием возникновения права общего водопользования является право каждого в личных целях, не направленных на извлечение прибыли, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать водные объекты общего пользования.
Специальное водопользование - использование водных объектов с применением сооружений и технических средств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами на основании договора водопользования.
К специальному водопользованию согласно ст. 11 Водного кодекса РФ относится пользование водными объектами или их частью для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Изменение и расторжение договора водопользования возможно по соглашению сторон, либо по решению суда в связи с требованием одной из сторон.
Приоритет гражданского законодательства над водным в договорных отношениях водопользования направлен на уменьшение административно-правового регулирования водных отношений. По справедливому мнению Д.О. Сивакова, применение положений Гражданского кодекса РФ позволит избежать произвольных действий административных органов в области водных отношений. Административные органы больше не смогут в одностороннем порядке, как это делалось ранее, «своей властью» прекращать права физических и юридических лиц на использование российских водотоков и водоёмов.
Договором водопользования признаётся договор, заключаемый государством, органом местного самоуправления в лице специально уполномоченного органа с водохозяйственной организацией, и устанавливающий её обязанности по забору и сбросу водных ресурсов, выполнению работ или оказанию услуг по водопользованию, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом организация, осуществляющая забор воды из водного объекта и заключившая договор водопользования, не вправе отказать гражданину или юридическому лицу в предоставлении услуг по водопользованию на последующих этапах. Если эта же организация выступает в роли продавца воды по договору купли-продажи воды, то такой договор не будет относиться к категории договора водопользования.
В соответствии со ст.ст. 24, 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации в области водных отношений относится, в частности, владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации. Поэтому указанным органам и предоставлено право заключать договоры водопользования.
Вместе с тем, согласно ст. 26 Кодекса Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления в пользование водоёмов, которые полностью расположены на территориях субъектов Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения двух и более субъектов Федерации.
Договор водопользования заключается на срок не более 20 лет, и признаётся заключённым с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Договор, заключённый на срок, превышающий 20 лет считается заключённым на срок, равный предельному сроку договора водопользования.
Договор водопользования должен содержать: 1) сведения о водном объекте, в том числе описание его границ или его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объём допустимого забора водных ресурсов); 3) срок действия договора водопользования; 4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки её внесения; 5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; 6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Договор водопользования наряду с перечисленными может содержать и иные условия по соглашению сторон, например график выполнения работ по укреплению берегов, очистке вод и др. К договору должны прилагаться материалы в графической форме и пояснительная записка к ним.
Договор по использованию акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона, если договором предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта. Аукцион проводится также, если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования.
При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или в одностороннем порядке. Изменение и расторжение договора водопользования, а также возложение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору, осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.
Водопользователь с согласия другой стороны договора водопользования вправе передавать свои права и обязанности по договору другому лицу, за исключением прав и обязанностей в части забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Отказ в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору может быть обжалован в судебном порядке.
Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Права и обязанности по договору считаются переданными после регистрации передачи прав в государственном водном реестре.
Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока его действия имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключён по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия договора. При заключении договора водопользования на новый срок его условия могут быть изменены по соглашению сторон.
В особое пользование на основании решений предоставляются в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований, для целей:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных и (или) дренажных вод;
3) строительства причалов, судоподъёмных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных, плавучих платформ, искусственных островов, земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъёма затонувших судов;
9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ. В иных случаях водные объекты предоставляются в пользование на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование согласно ст. 22 Водного кодекса РФ должно содержать: 1) сведения о водопользователе; 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объём допустимого забора водных ресурсов); 3) сведения о водном объекте, в том числе описание его границ или его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; 4) срок водопользования.
К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме и пояснительная записка к ним. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, дренажных вод дополнительно должно содержать: 1) указание места сброса вод; 2) объём допустимых сбросов; 3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, дренажных вод.
Для получения водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Федерации, собственности муниципального образования, в пользование на основании решения заинтересованное лицо обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента его регистрации в государственном водном реестре.
Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на совместное водопользование либо обособленное водопользование. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, которое исключает использование водных объектов или их частей другими водопользователями, а также для осуществления рыбоводства.
По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: 1) водопользование с забором водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; 2) водопользование с забором водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; 3) водопользование без забора водных ресурсов из водных объектов.
Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для целей общего водопользования, а также в случаях, если порядок предоставления водного объекта в пользование предусмотрен иным законодательством, например горным, лесным, фаунистическим.
Это в том числе цели:
1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
2) осуществления разового взлёта, разовой посадки воздушных судов;
3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
7) воспроизводства водных биологических ресурсов;
8) проведения государственного мониторинга природных ресурсов;
9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
10) рыболовства, рыбоводства, охоты;
11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
12) санитарного, карантинного и другого контроля;
13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
14) научных, учебных целей;
15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесённых к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан;
18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
19) создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.
При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. Работы по изменению или обустройству природного водоёма или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.
Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае: 1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; 2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; 3) причинения вреда окружающей среде; 4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Административное приостановление водопользования в случаях, предусмотренных КоАП РФ, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление водопользования производится органами государственной власти или местного самоуправления в пределах их компетенции. Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления или решением суда.
Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским, водным законодательством, а также по основаниям, установленным законодательством о концессионных соглашениях. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является: 1) нецелевое использование водного объекта; 2) использование водного объекта с нарушением законодательства; 3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.
Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их компетенции. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом должно предшествовать вынесение предупреждения.
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок его использование, а также обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Назад | Содержание | Вперед |