6.2. Формирование уголовно-исполнительного законодательства суверенной России в 1991 - 1996 гг.
Одним из первых нормативно-правовых актов, направленных на реформирование УИС были Указы Президента РФ. Среди них Указы от 30 ноября 1991г. «Об изменениях в системе оплаты труда осужденных и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях МВД РФ» и от 12 октября «О приватизации в органах внутренних дел РФ». Первым Указом были отменены 50% удержания из заработка осужденных в доход государства и устанавливались лишь удержания о фактической стоимости питания и вещевого имущества, предоставленного осужденным. Второй Указ запретил приватизацию предприятий, учреждений и органов внутренних дел независимо от источников финансирования.
Указом Президента от 22 апреля 1994г. «О сокращении численности внутренних войск МВД РФ» функции охраны учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объекты передавались исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы от внутренних войск МВД России. Наиболее существенные изменения в нормативной базе функционирования УИС произошли с принятием Закона РФ от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР», который привел российское исправительнотрудовое законодательство в соответствии с международными нормами права и был направлен на повышение эффективности исполнения уголовного наказания, соблюдение прав человека.
Впервые осужденным была гарантирована свобода совести и вероисповедания, разрешено посещать места лишения свободы служителям культа разных концессий для отправления религиозных обрядов.
Администрация ИУ обязывалась разъяснять осужденным их права и обязанности, условия труда и отдыха, предоставлять возможность ознакомления с различными нормативно-правовыми актами. Закон определял правовое положение администрации ИУ, требования, предъявляемые к персоналу, ответственность сотрудников ИУ. Данный закон предусмотрел: возможность отпусков всем работающим осужденным; время работы стало засчитываться в общий трудовой стаж; снял ограничения на отправление осужденными писем и телеграмм; отменил такие меры взыскания, как лишение посылок, передач и свиданий; женщины, имеющие детей до 3-х лет, получили возможность проживания за пределами ИУ.
Закон РФ от 17 декабря 1992г. «О внесении изменений в ст. 24 УК РСФСР» вводил норму, согласно которой при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно могло быть назначено пожизненно, начали функционировать ИУ для пожизненно заключенных.
18 февраля 1993г. был принят Закон РФ «О внесении изменений» в УК РСФСР, УПК РСФСР, ИТК РСФСР и Закон РСФСР «О милиции», который отменил такие виды наказаний как ссылка, высылка, условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условное освобождение с обязательным привлечением к труду. Была усилена уголовная ответственность за совершение побегов из ИУ, а действие нормы о захвате заложников распространено на территорию РФ.
6 июля 1993г. был принят Закон РФ «О внесении изменений в УК РСФСР и ИТК РСФСР», который внес существенные изменения в деятельность УИС: ликвидировал ИТК усиленного режима, а осужденные, содержащиеся в этих колониях, переводились в колонии общего режима; изменил систему распределения осужденных по видам режима, взяв за основу общественную опасность конкретной личности, а не количества судимостей, чем вошел в противоречие с принципом дифференциации исполнения наказания, так как в одном ИУ оказались лица как впервые судимые, так и рецидивисты.
Знаменательным явлением в развитии УИС явился Закон РФ от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Закон состоит из 7 глав и 38 статей. Значение этого Закона заключается не только в том, что он определил УИС, ее аппараты управления и место в системе органов государственной исполнительной власти, но и впервые определил порядок ее финансирования, теперь оно осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете. Также впервые осужденным было разрешено заниматься предпринимательской деятельностью путем создания товариществ с ограниченной ответственностью. Существенно были расширены гарантии личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей.
21 декабря 1996г. был принят ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УИК РСФСР и ИТК РСФСР в связи с принятием УК РФ». Данный закон привел в соответствие с УК РФ терминологию ИТК РСФСР, а также регламентировал исполнение новых видов наказаний, таких как обязательные работы, ограничение свободы и арест.
21 января 1993 г. было принято Постановление «О временных следственных изоляторах, расположенных на территории ИТК, для содержания осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу». В соответствии с данным постановлением осужденные, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу, из переполненных СИЗО могли переводиться во временные следственные изоляторы, созданные на территории ИТК.
27 января 1993 г. Верховный Совет РФ принял постановление «Об особенностях управления предприятиями исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев МВД РФ», согласно которому управление предприятиями ИТУ, распоряжение их имуществом, а также создание, реорганизацию и ликвидацию данных предприятий осуществляют МВД России и уполномоченные им территориальные органы управления УИС в порядке, установленном Госкомитетом РФ по управлению государственным имуществом.
Государственная Дума ФС РФ 26 апреля 1994 г. приняла постановление «О комиссии Государственной Думы по проверке фактов нарушения прав человека в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания системы МВД РФ». В соответствии с постановлением образована Комиссия по проверке случаев нарушения прав человека в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в СИЗО, и принято соответствующее Положение.
Заслуживает внимания решение Конституционного Суда 23 июня 1995г. по делу о проверке конституционности ч.1 и п.8 ч.2 ст.60 ЖК РСФСР в связи с запросами Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан. В результате рассмотрения данного дела, нормы ЖК РСФСР об утрате гражданина права на жилье при осуждении к наказанию в виде лишения свободы на срок свыше 6 месяцев, признаны не конституционными. Это решение Конституционного Суда является важнейшей гарантией успешности адаптации человека к условиям свободы после освобождения из мест лишения свободы, по крайней мере, бездомными, как это было раньше, эти люди теперь не являются.
Другое постановление КС от 16 октября 1995г. признало не конституционными ст.124 Закона РСФСР от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР». Согласно данного постановления, приостановление выплаты трудовых пенсий, на время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано противоречащим Конституции РФ.
Существенные изменения в рассматриваемый период произошли в системе ИУ. Были ликвидированы спецкомендатуры ОВД, исполняющие наказание в виде условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду, ссылкой и высылкой в связи с отменой наказаний. В УИС наряду с ИТК, ВТК и тюрьмами были включены СИЗО, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научноисследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения, а также территориальные и центральные органы управления УИС.
Назад | Содержание | Вперед |