Тема 19. Государство, человек, природа (основы экологического права Российской Федерации)
Понятие экологического права и его значение. Любая деятельность человека влияет на окружающую природную среду. Особенно вредно бездумное потребительское отношение к природе, загрязнение водных и воздушных бассейнов отходами промышленного и сельскохозяйственного производства и переработки продукции, беспорядочное расточительное горно- и лесодобывающее производство, возведение разного рода грандиозных объектов и сооружений без глубокой переработки возможного их влияния на объекты природы: на состояние земли, лесов, вод, воздуха и т. д. Все в природе взаимосвязано: воздействие на один ее объект рано или поздно отразится на других объектах, на состоянии природы в целом и в конечном счете на самом человеке.
Загрязняющее, разрушающее, неблагоприятное воздействие деятельности человека на природу приобрело столь большие масштабы и глубину, что поставило самого человека на грань вырождения, а где-то и вымирания как биологического вида. Защита, охрана природы стали делом первостепенной государственной важности во многих развитых странах. Определенные шаги сделаны в этом направлении и у нас в России. Одним из таких прогрессивных шагов стало рождение новой отрасли права - экологического права.
Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ныне из науки чисто биологической экология переросла в науку социальную, изучающую социальные аспекты взаимоотношений природы и общества. Понятие экологии как социальной науки позволяет определить содержание экологического права.
Экологическое право - это одна из отраслей российского права, нормы которой регулируют общественные отношения в области охраны окружающей природной среды от неблагоприятного для нее воздействия человеческой деятельности. При этом природа рассматривается как целостная и сложная экологическая система.
Законодательство об охране природы. Нормы экологического права содержатся во многих источниках. В декабре 2001 года в РФ принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В ст. 2 этого закона провозглашено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Определенную роль в регулировании отношений, возникающих в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, играют международные договоры РФ, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, животном мире, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья и т.п.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» обеспечивает правовую базу для сочетания экологических, экономических и иных интересов общества. Он закрепляет и регулирует основные принципы охраны окружающей среды; объекты охраны окружающей среды; основы управления в области охраны окружающей среды (полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления); определяет права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; устанавливает методы экономического регулирования в этой области (например, разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экономических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и др.; проведение экономической оценки природных объектов, воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и иные методы).
ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает следующие объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности:
• земля, недра, почва;
• поверхностные и подземные воды;
• леса, иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;
• естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса, иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Закон регулирует также основы нормирования в области охраны окружающей среды и требования к разработке нормативов в этой области. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в этой области, а также в установлении государственных стандартов и иных нормативных документов с учетом современных достижений науки и техники, международных правил и стандартов.
ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» регламентирует требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервировании и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов). Закон обязывает при осуществлении любой деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводить мероприятия по ее охране, восстановлению, воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой ограничение, приостановление и даже прекращение в полном объеме такой деятельности (на основании решения суда (или) арбитражного суда).
Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает необходимость усиленной охраны и меры по охране природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, оздоровительное и иное ценное значение (например, редких растений, животных, почв, зеленого фонда городских и сельских поселений).
Большое значение для сохранения окружающей среды, выявления и предотвращения нарушений в этой области имеет государственный экологический мониторинг и экологический контроль. Осуществление этих видов деятельности также закреплено законодательно. Кроме того, закон предусматривает необходимость формирования экологической культуры в обществе и способы ее формирования. Законодательно закрепляются цели научных исследований в области охраны окружающей среды и способов разрешения споров в этой области. Так, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная (гражданско-правовая), дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Юридическая ответственность является важнейшей из гарантий соблюдения и исполнения экологоправовых предписаний, норм и правил.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно или по решению суда или арбитражного суда. Иски о возмещении (компенсации) вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства о ее охране, возмещается независимо от привлечения виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность может наступить за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими трудовых обязанностей, за нарушение природоохранных норм, правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Составы таких правонарушений конкретно не фиксируются в трудовом законодательстве, дисциплинарная ответственность за них применяется по усмотрению администрации предприятия, организации, если эти деяния не подпадают под правонарушения, предусмотренные административным и уголовным законодательством.
Административная ответственность за экологические правонарушения заключается главным образом в наложении штрафов в административном порядке специальными органами и должностными лицами органов, предусмотренных в Кодексе об административных правонарушениях, например, органами госгортехнадзора, госатомэнергонадзора и т.д. В КоАП РФ содержится около 40 составов экологических административных правонарушений.
Уголовная ответственность наступает за экологические преступления. В гл. 26 УК РФ предусмотрено 17 составов экологических преступлений. Среди них: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, нарушение ветеринарных правил и правил борьбы с болезнями вредных растений, загрязнение атмосферы, загрязнение морской среды, порча земли, нарушение правил охраны и использования недр, незаконная охота, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, незаконная добыча водных животных и растений и другие.
Наказания за экологические преступления - это лишение свободы, ограничение свободы, исправительные работы, большие штрафы, часто предусматривается лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Рассмотренные виды юридической ответственности за экологические правонарушения несут должностные лица и граждане. Однако экологические правонарушения могут совершать и организации, предприятия и учреждения, нанося вред окружающей среде, здоровью человека своей производственно-хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии с законодательством они несут административную и гражданско-правовую ответственность за такие правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения призвана обеспечивать нормальное, безопасное функционирование экологических связей, сохранение и восстановление продуктивности используемых природных объектов.
Назад | Содержание | Вперед |