Тема 4. Технология работы классного руководителя
Классный руководитель в общеобразовательной школе РФ учитель, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса.
Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического воспитания.
Цели воспитательной деятельности классного _руководителя
Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в совместном общении.
Важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживание 4-х ведущих коллективов: 1) детского воспитательного; 2) учителей; 3) родителей; 4) общественности.
Содержание работы классного руководителя:
- всестороннее изучение учащихся (получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных), выявление их склонностей, интересов;
- формулировка воспитательных задач общих для класса или отдельных учеников;
- создание актива класса;
- разъяснение Устава школы или «Правил для учащихся» с целью воспитания норм поведения и чувства ответственности за честь класса и школы;
- наблюдение за успеваемостью, дисциплиной, общественной работой и досугом учащихся;
- организация внеклассных и внешкольных мероприятий;
- систематическое взаимодействие с родителями учащихся, организация работы родительского комитета класса;
- принятие мер по предупреждению отсева учащихся из школы;
- развитие ученического самоуправления;
- стимулирование позитивного поведения учащихся, их ориентация на здоровый образ жизни;
- создание условий для комфортного состояния и творческой самореализации каждого ученика;
- коррекция межличностных отношений учащихся, особенно в условиях разрешения конфликтов;
- оказание помощи учащимся в затруднительных ситуациях: в учебе, организации досуга, в повседневной жизни;
- организация и проведение в соответствии с воспитательными задачами классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
- анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи.
Основные функции воспитательной работы классного руководителя: целевая, организаторская, диагностическая, планирование, стимулирование, коммуникативная, контрольно-оценочная, коррекции, прогностическая.
Классный руководитель составляет план работы на четверть или полугодие, а в конце учебного года представляет администрации школы краткий отчет о своей деятельности. План работы классного руководителя является оперативным конкретным документом, способствующим организации целостного воспитательного процесса. Структура плана определяется основными видами его организаторской деятельности. Основные разделы: общешкольные мероприятия, работа с коллективом учащихся, работа с коллективом учителей, работа с коллективом родителей. План должен быть согласован с организатором воспитательной работы школы.
Классный руководитель заполняет журнал класса, проверяет дневники учащихся, не реже одного раза в неделю проводит классный час и не реже одного раза в четверть - родительское собрание.
Классный руководитель должен обеспечивать реальную связь с семьей. Свою деятельность он организует через родительский комитет класса, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается функция просвещения: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке. Исключительно важно соблюдать при посещении учащихся на дому и при беседе с родителями следующие правила:
- не следует идти непрошенным, надо постараться получить приглашение от родителей;
- проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы;
- исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказываете пути их решения;
- беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;
- не предъявляйте претензий к родителям;
- всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
- советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте уровень своих потребностей и возможности семьи;
- выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;
- не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны в сложных случаях, выражайте оптимизм.
Для успешной работы классному руководителю необходимо постоянно изучать воспитанников. Программа изучения школьника включает в себя: ознакомление с условиями его жизни в семье: состав семьи, материальную обеспеченность, семейные отношения, условия для учебы и т.д.; анализ отношений к окружающим: родителям, учителям, друзьям и другим людям; отношение к учению и труду: добросовестно выполняет свою работу или нет, какие учебные предметы любит, развита ли самостоятельность, аккуратность, бережливость; выявление дарований и способностей: тип мышления, особенности памяти и внимания, интересы, хобби и др.
Аналитическая деятельность классного руководителя
- предметно-пространственное окружение школьника;
- социально-психологический климат класса, вовлеченность учащихся в школьную жизнь;
- виды деятельности в школе и мера активного участия в ней учащихся;
- профессионализм педагогов;
- методика организации деятельности в школе и проявление индивидуальности каждого школьника;
- профессиональное отношение к отдельному ребенку всех педагогов, работающих в данном классе;
- документация, фиксирующая педагогическое прослеживания личностного развития учащихся.
Анализ воспитательного процесса
- физическое и психическое развитие школьников;
- внешний облик учащихся в школе;
- поведение детей в его традиционном варианте и поведение отдельного ребенка на фоне общепринятых норм школьного поведения;
- состав предпочитаемой учащимися деятельности как для отдельного ученика, так и для класса в целом;
- мера развитости способностей учащихся, направленность способностей;
- система ценностных предпочтений группы и каждого ученика;
- отношение учащихся к собственной личности, к своему «я».
Назад | Содержание | Вперед |