2. Политический режим: определение, типология
Политический режим - это система средств и методов осуществления политической власти, характеристика состояния прав и свобод личности. Он определяет политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее истории.
Признаки политического режима:
• степень участия народа в формировании и реализации политической власти;
• соотношение прав и свобод человека с правами государства;
• гарантированность прав и свобод личности;
• реальный статус ветвей власти;
• положение средств массовой информации, степень гласности в обществе;
• место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
• характер политического лидерства;
• тип политического поведения;
• учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
• доминирование определенных методов (убеждение, принуждение и пр.) при осуществлении политической власти;
• состояние законности в различных сферах общественной жизни;
• юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
• мера политического плюрализма, включая многопартийность;
• наличие реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, в том числе высших.
Исходя из вышеперечисленных признаков понятия «политический режим» различают демократические, тоталитарные, авторитарные и тиранические политические режимы.
Демократия как народовластие нигде не была реализована и скорее выступает как идеал, к которому следует стремиться. В наибольшей степени к его осуществлению приблизились развитые страны Запада, являющиеся ориентиром для мирового сообщества.
Для демократии как типа политического режима характерны следующие признаки:
1. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с законами. Общество избирает конкретных носителей власти и контролирует их.
2. Ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - независимы и уравновешивают друг друга. Это обеспечивает баланс различных социальных сил, препятствуя опасному для общества бесконтрольному сосредоточению власти.
3. Юридически закреплены и в полном объеме реализуются права и свободы человека, прежде всего права личности. Главный принцип — «все, что не запрещено, разрешено».
4. Неотъемлемым элементом политического процесса является оппозиция, которая пользуется теми же правами и возможностями, что и правящее большинство.
5. Функционирует многопартийная система, в рамках которой конкурирующие партии могут сменять друг друга у власти в результате выборов.
6. Средства массовой информации свободны и независимы от цензуры. Общество относится к ним как к «четвертой власти».
7. В обществе отсутствует официальная идеология. В условиях плюрализма идейные течения соперничают друг с другом при сохранении общенациональных мировоззренческих ценностей.
8. Элиты открыты для: а) социальной мобильности, пополнения наиболее способными представителями населения; б) постоянного обратного влияния со стороны общества, проявляющегося, в частности, в избирательных кампаниях.
9. Армия и спецслужбы обеспечивают безопасность государства и общества. Основные функции поддержания правопорядка выполняются полицией и судами.
Современные демократические режимы ведут свое начало от форм правления XVIII-XIX веков, возникших под влиянием таких идей классического либерализма, как признание личности главным источником власти, приоритет прав человека над полномочиями государства, политическое равенство граждан, автономия меньшинства по отношению к большинству. Они обеспечивают эффективное функционирование экономической системы, высокий стандарт жизни населения.
Демократия, как правило, является наиболее устойчивым режимом, поскольку имеет глубокие гуманитарные и социальные корни в обществе. Взаимоотношения субъектов демократии - личности, общества и государства - регулируются правовыми нормами поведения, законами, традициями и прецедентами, признаваемыми значительным большинством населения. Это обеспечивает социальную стабильность, придает обществу динамизм.
Термин «тоталитаризм» ( в буквальном смысле «весь», «целый», «полный») был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини, использовался для обозначения фашизма, а с тридцатых годов применялся и в отношении СССР.
Признаки тоталитарного режима:
1. Высокая концентрация власти, осуществляющей контроль над всеми сферами общественной жизни.
2. Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путей и неподконтрольно обществу.
3. Декларативность прав и свобод личности, отсутствие четких гарантий их реализации.
4. Господство одной партии во главе с диктатором, фактическое сращивание ее аппарата с государством, запрет любой оппозиции.
5. Бесконтрольность репрессивных органов, широкое применение насилия, принуждения, террора.
6. Наличие официальной идеологии, претендующей на монопольное владение истиной.
7. Монополия власти на информацию, использование ее для манипулирования общественным сознанием.
8. Жестко централизованная система управления экономикой, крупная собственность как экономическая основа власти.
В возникновении тоталитарных режимов важную роль играют следующие факторы: кризисное состояние общества; ухудшение условий жизни населения, стремление граждан преодолеть социальную отчужденность путем приобщения к коллективу (будь то класс или нация); восприимчивость маргиналов к идеологическим утопиям и упрощенным рецептам решения сложных проблем; расширение возможностей СМИ в формировании массового сознания и обеспечении контроля над ним.
Военный разгром нацистской Германии, а впоследствии провал социалистического эксперимента в СССР и других странах продемонстрировали тупиковость тоталитарного режима.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство, промежуточное между демократией и тоталитаризмом. Возникает, во-первых, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил, и, во-вторых, в странах, переживающих длительные экономические и политические кризисы.
Для авторитарного режима характерны следующие признаки.
1. Власть концентрируется в руках одного человека или группы при отчуждении народа от реальных рычагов управления обществом.
2. Государственный контроль не распространяется на неполитические сферы - экономику, культуру, религию, частную жизнь.
3. Сужена или сведена на нет роль представительных и судебных органов власти.
4. Отсутствует выборность должностных лиц, их подотчетность и подконтрольность населению. .
5. Доминируют командные, административные методы управления.
6. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.
7. Существует частичный плюрализм при фактическом запрете оппозиции, возможна имитация многопартийности.
8. Доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к лояльным режиму идейным течениям.
9. Осуществляется частичная цензура над средствами массовой информации.
10. Силовые структуры используются главным образом в случае неповиновения граждан.
В соответствии со специфическими чертами авторитарных режимов возможна следующая их дифференциация.
1. Военный режим (например, хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в предвоенной Польше, власть военных в период освобождения ряда государств от колониальной зависимости).
2. Теократический режим (власть религиозного клана, установившаяся в Иране после революции 1979 года).
3. Монархические авторитарные режимы (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
4. Неоавторитарные режимы, для которых характерно существование оппозиции, проведение неконкурентных или полуконкурентных выборов (Бразилия, Мексика, Южная Корея).
После Второй мировой войны авторитарный политический строй носил переходный характер, чаще всего эволюционируя в демократию (Испания, Чили, Южная Корея, Бразилия, Аргентина).
Деспотические, тиранические режимы («султанистское правление»), как и авторитарные, существовали еще в античную эпоху, а во второй половине ХХ в. функционировали на Гаити, в Доминиканской республике, в Заире, Центрально-Африканской Республике, в Уганде, в Ираке.
Для тиранических режимов характерны:
1. Абсолютный произвол правителей.
2. Тенденция к семейной и династической власти.
3. отсутствие какой-либо рациональной идеологии.
4. Полная зависимость карьеры от личных отношений с правителем.
Развернувшийся в мире процесс перехода от тоталитаризма и авторитаризма, согласно общепринятому определению американского политолога С.Хантингтона, составляет содержание «третьей волны» демократизации (первая длительная датируется 1828- 1926 гг., вторая короткая - 1943 - 1962 гг., третья берет начало с демократической революции в Португалии в 1974 г.). Характерные особенности «третьей волны» демократизации по сравнению с предшествующими - глобальный характер, относительная устойчивость демократических ориентаций, многообразие форм демократического порядка, демонстрационный эффект, усиленный новыми средствами коммуникации.
Диалектика истории, прежде всего противоборство тенденций и контртенденций, применительно к процессу демократизации проявляется в некотором откате «третьей волны», попятном движении к авторитаризму. Причинами такого отката разнообразны: трудности становления демократии, экономические кризисы, разочарование ключевых элитных групп в демократических ценностях, нарушения законности и правопорядка в результате терроризма или действий оппозиции, внешняя угроза и т.д.
В настоящее время перед мировым сообществом стоит задача не экспансии демократии путем распространения на мусульманские страны и «коммунистические анклавы» (Северная Корея, Куба), а ее консолидации - укоренения, укрепления институтов и усиления их влияния, упрочения международных связей в сообществе демократических государств.
Назад | Содержание | Вперед |