4. Армия и политика
Армия является одним из основных институтов государства, выполняющим важнейшие политические функции. Исторически она использовалась для достижения следующих целей :
- защита своей территории от нападения извне;
- завоевание территорий других государств;
- обеспечение стабильности существующего политического режима;
- вооруженное подавление недовольства народных масс, возникающего по разным причинам;
- свержение неугодных военному руководству политических режимов (Чили, многие страны Азии и Африки);
- политическое давление на правительства и народы других стран благодаря нахождению на их территориях или подтягиванию к ним войсковых соединений;
- оказание военно-гуманитарной помощи другим государствам по решению правительств и международных организаций;
- выполнение специфических, в том числе и народнохозяйственных, задач в условиях экстремальных ситуаций, стихийных бедствий;
Наиболее распространенными в истории вариантами политического поведения армии были следующие:
- верность Конституции как основному закону страны;
- преданность и безоговорочное подчинение политическому руководству, использующему вооруженные силы в качестве самого надежного гаранта обеспечения своей власти (тоталитарные, диктаторские режимы);
- участие в борьбе за власть на стороне различных политических сил (расслоение царской армии и флота в 1917 г.);
- выход армии из повиновения власти, выступление в качестве оппозиционной силы;
- самостоятельные инициативные акции с целью смены политического режима;
- установление всей полноты власти исключительно армейскими структурами, устранение оппозиции, запрет любой политической деятельности (военная диктатура);
- нейтрально-выжидательная позиция армейских кругов.
В ХХ столетии доминирует тенденция отстранения военных от прямого участия в формирования государственной политики, недопущения их в представительные и исполнительные органы власти. В демократических государствах министры обороны являются гражданскими лицами. Процесс минимизации роли военных в политике идет повсеместно, но неравномерно по континентам. В большей степени он характерен для Европы и Северной Америки, в меньшей - для Азии и только начинается в Африке.
Такой подход позволяет решать комплекс задач. Во-первых, общество и политика оберегаются от милитаризации, поскольку военные могут прибегнуть к силовым действиям. Во-вторых, предотвращается перенесение политической борьбы внутрь армии, что может резко снизить ее боеспособность. В-третьих, обеспечивается такое положение армии в обществе, при котором она служит общенациональным интересам, а не интересам партий или лидеров. При этом военные сохраняют косвенное влияние на политику и законотворчество, отдавая предпочтение тем или иным партиям на выборах, выступая в роли советников, консультантов глав государств, правительств и государственных органов.
В правовых государствах отношения между армией и партиями регулируются законами в соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах, который предусматривает введение определенных ограничений для военнослужащих на членство в партиях и на деятельность партий в армии. Партиям не разрешается создавать вооруженные формирования, а вооруженным силам - партии.
В демократическом государстве осуществляется эффективный гражданский контроль над армией, основывающийся на безусловном признании военными верховенства политической власти. Цель этого контроля состоит в том, чтобы сделать армию открытым и понятным обществу институтом, призванным действовать строго по своему назначению и в порядке, установленном Конституцией и законами страны. Он имеет значительную специфику в президентских и парламентских республиках.
В президентской республике гражданский контроль над вооруженными силами состоит в том, что президент сам является верховным главнокомандующим. Участие законодательной власти в контроле над армией выражается в формировании военного бюджета и утверждении кандидатур для назначения на высшие военные посты. Законодательному органу принадлежит исключительное право объявлять войну и заключать мир.
В парламентской республике контроль над армией осуществляется парламентом. Он назначает и принимает отставку главнокомандующего и военного министра, присваивает воинские звания, утверждает военный бюджет, военную доктрину, планы развития вооруженных сил. Правительство, повседневно занимающееся военным строительством, представляет парламенту отчеты о состоянии вооруженных сил, исполнении военного бюджета, деятельности военного министерства.
Армия контролируется не только законодательными, исполнительными и судебными органами, но и партиями, движениями, массовыми организациями, структурами гражданского общества. Такой контроль осуществляется путем постоянного информирования населения о положении в армии, проведения референдумов, опросов и дискуссий по актуальным проблемам военного строительства.
Превращение военно-силовых структур в подконтрольный фактор политической жизни общества призвано не только предотвратить их самостоятельную активность, но и обеспечить социальную и правовую защищенность вооруженных сил.
В России президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. К ведению Федерального Собрания относится рассмотрение оборонного бюджета, принятие законов по вопросам войны и мира и решения об использовании Вооруженных сил за пределами страны, утверждение указа Президента о введении военного положения.
Деятельность военной организации Российского государства регламентируется такими документами, как Концепция Национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне».
Эскизное изложение проблемы взаимосвязи армии и политики показывает, что армия является как объектом, так и субъектом политики. Ее непосредственное политическое поведение определялось конкретной ситуацией, военно-политической и военно-стратегической обстановкой в мире и конкретном государстве.
В условиях, когда накопленных запасов оружия массового уничтожения достаточно для многократного уничтожения цивилизации, война во многом перестает быть рациональным средством политики. Перед мировым сообществом стоит задача выработки политико-правовых, моральнопсихологических и организационных механизмов блокирования войн, использования таких форм и методов деятельности государств, которые обеспечивали бы мирное решение спорных вопросов, развитие всесторонних и взаимовыгодных отношений между ними, снижение уровней военного соперничества, сокращение вооружений и обеспечение всеобщей безопасности.
Контрольные вопросы
1. Почему государство является основным институтом политической системы?
2. В чем суть основных концепций происхождения государства?
3. Каковы отличительные признаки и атрибуты государства?
4. Назовите основные функции государства.
5. Охарактеризуйте традиционный и конституционный этапы в развитии государства.
6. В чем выражаются кризисные состояния политической системы?
7. Какая связь существует между правовым государством и гражданским обществом?
8. Раскройте главные признаки гражданского общества и назовите основные вехи разработки его концепции.
9. Что характерно для деятельности современного демократического государства и каковы тенденции его развития?
10. Какова роль государства в условиях демократического транзита?
11. Какие формы правления вам известны? Охарактеризуйте форму правления в Российской Федерации.
12. Каковы отличительные признаки унитарных государств?
13. Назовите основные критерии федерализма и федеративные государства.
14. В чем специфика конфедерации?
15. Что вам известно о форме национально-территориального устройства Российской Федерации?
16. В чём проявляется международная активность внутригосударственных регионов?
17. Назовите основные причины возрастания роли городов в мировой политике.
18. Охарактеризуйте феномен «дипломатии городов» как компонент мировой политики.
19. Какие политические функции выполняет армия как институт государства?
20. Назовите и прокомментируйте основные варианты политического поведения армии.
21. Как осуществляется гражданский контроль над армией в демократическом обществе?
Назад | Содержание | Вперед |