5.1. Понятие общения
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения.
Прагматичный Дж. Рокфеллер заметил, что умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе, за которое следует платить больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире. Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Опосредованное общение можно рассматривать как неполный психологический контакт при помощи письменных и технических средств, которые затрудняют обратную связь. Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение - это непосредственный и постоянный контакт людей в группах или парах. Массовое общение предполагает множество непосредственных контактов незнакомых людей (митинг, например), а также контакты через средства массовой информации обращения по радио, телевидению. Выделяются также межперсональное и ролевое общение. Участниками межперсональ- ного общения являются конкретные личности, которые раскрывают свои индивидуальные уникальные качества в процессе совместной деятельности и личных контактов. Ролевые коммуникации предполагают использование определенных обозначенных ролей (например, студент-преподаватель), которые зачастую обезличены.
Общение выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека. В его процессе идет социализация личности, ее реализация в конкретно исторических условиях. Общение многофункционально, выделяют пять основных функций общения:
1. Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, делает ее принципиально возможной.
Здесь имеется в виду, прежде всего, содержательно-информационный контекст общения как вида деятельности.
2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека: развитие волевых качеств, совершенствование ощущений и восприятий, обогащение эмоциональной сферы и т.п. Наиболее характерна для детства, но имеет значение и для взрослых, поскольку процесс личностного изменения происходит в течение всей жизни человека.
3. Подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, сформировать и реализовать свой уровень притязаний. В повседневном опыте общения реализуется в процедурах приветствий, знакомств, ритуалов, оказании различных знаков внимания.
4. Организация и поддержание межличностных отношений. Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. Эти отношения пронизывают все взаимодействия людей - личные, деловые и даже влияют на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
В процедуре общения выделяются следующие фазы (этапы):
• установление контакта;
• ориентировка в ситуации, целях общения и личности партнера;
• организация взаимодействия, сознательный и бессознательный выбор средств общения;
• установление и поддержание обратной связи с партнером, корректировка направления, стиля и приемов общения;
• завершение контакта.
Владение всеми фазами общения позволяет сделать его эффективным и составляет основу социального интеллекта и коммуникативной компетентности. К. Ясперс определил коммуникацию как прорыв навстречу друг другу. Только лишь ориентируясь на собственную выгоду нельзя добиться эффективного взаимодействия.
Выделяются следующие типы межличностного общения:
1) императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. К сферам, где достаточно эффективно используется императивное общение, относятся: военные уставные отношения, отношения начальник - подчиненный, работа при чрезвычайных обстоятельствах.
2) манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.
3) диалогическое общение - это равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.
Назад | Содержание | Вперед |