Глава 2.3. Сексуальное поведение человека и сексуальность в браке
У каждого из нас есть свои ощущения, отношения и взгляды, связанные со сферой половых отношений, но наш сексуальный опыт сугубо индивидуален, поскольку он определяется индивидуальным развитием личности.
Сексуальные сценарии и философия сексуального поведения. Хотя сексуальное поведение может восприниматься как спонтанное, значительная его доля является "предписаннной" или выученной. Гагнон и Симон (1974) считают, что сексуальный сценарий имеет два основных элемента: внешний или межличностный и внутренний, т.е. экстернальный и интернальный. Экстернальный элемент включает в себя сексуально благоприятный случай как выражение готовности к какому-либо типу сексуальной активности. Например, если подростки поехали смотреть широкоформатный фильм из машины, это может служить сигналом их готовности к петтингу. Если взрослый человек появился в баре для одиноких, то это может быть сигналом его готовности к сексуальной активности. Интернальный элемент сексуального сценария касается физического состояния и мотивации, необходимой для возбуждения.
Согласно Гекасу и Либби (1976), сексуальные сценарии существуют внутри более широкой системы ценностей, связанной с институтами семьи и брака. Эти ученые идентифицировали 4 типа философии сексуального поведения, которые представлены в американском обществе.
"Традиционно-религиозная философия" берет корни в убеждении, что секс вне брака это грех. От незамужней женщины само собой ожидается, что она будет девственной до вступления в брак, а от супругов, что они будут верны друг другу. Сексуальность здесь определяется с точки зрения репродукции, некоторая связь которой с любовью все же признается.
"Романтическая философия" помогает смягчать жесткие требования традиционной философии. Эта философия считает любовь необходимым условием сексуальной активности. Без любви секс не имеет смысла; если же любовь есть, то принимается секс даже вне брака. В нашем обществе эта философия характерна для городского среднего класса. Женщина больше подвержены при социализации именно этой философии, чем мужчины, и этот факт часто вызывает трудности и проблемы в гетеросексуальных отношениях.
"Развлекательная философия" рассматривает секс преимущественно как развлечение. Эта философия превалирует в мужских журналах, например Плейбой, и в некоторых женских, например, Космополитен. Эта философия считает, что секс не должен быть ограничен рамками брака, и любовь не является необходимым условием. Секс рассматривается как способ получения и предоставления удовольствия. Этот подход делает ударение на наслаждении, игривости, развязности и несдержанности.
"Утилитарно - грабительская философия" рассматривает секс как средство достижения каких-либо целей, не касающихся секса. Секс не может быть приятен сам по себе, но он используется чтобы получать деньги, власть или престиж. Проститутка, например, производит обмен секса на деньги; девушка-подросток может таким образом пытаться повысить мнение о себе в группе сверстников.
Текас и Либби предполагают, что влияние каждого из этих философских подходов изменяется. В результате появляются новые разновидности, особенно частая из них- "дружеский секс", которая является комбинацией секса как любви и секса как развлечения, и защищает равный стандарт сексуального поведения для мужчин и женщин, принимает секс при нерегулярных, но любящих отношениях, и супругам позволяет быть более сексуально открытыми для других, чем это бывает при моногамном браке.
Перечень вышеописанных сексуальных сценариев вовсе не является исчерпывающим, но они описывают почти весь спектр значений, ассоциирующихся с сексуальной активностью. Текас и Либби убеждены, что осознание людьми своих собственных сексуальных сценариев и своих партнеров очень важно для развития успешных взаимоотношений. Например, если женщина действует соответственно романтической философии, а мужчина рассматривает секс как развлечение, различные трудности и проблемы скорее всего возникнут. Так же человек, который чувствует неопределенность по поводу того, какому сценарию следовать, может переживать тревожность и амбивалентность. Таким образом, женщина, которую воспитали в духе традиционно-религиозной философии, но которая затем подверглась влиянию, которое сместило ее в сторону дружеского секса, может переживать внутри личностный конфликт по поводу того, как совместить эти две столь различные позиции.
Назад | Содержание | Вперед |