2. Структура и социальные функции культуры
Культура современного общества представляет собой упорядоченную совокупность элементов и субкультур. Рассмотрим эти составляющие по существу.
Первым, наиболее важным элементом духовной культуры является знаково - символический. Это - знания, сформулированные в определенных понятиях и зафиксированные в языке.
Второй элемент - это система ценностей. Ценности классифицируются на три группы: смысложизненные, универсальные и партикулярные. Смысложизненные ценности_- это представления о добре, зле, счастье, смысле жизни. Универсальные ценности - это прежде всего жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, социальное положение, квалификация, правопорядок. К этой же категории относятся ценности межличностного общения (честность, бескорыстие) и демократические ценности (свобода слова, свобода совести, плюрализм, национальный суверенитет). Партикулярные ценности - это привязанность к семье и нации, различные фетишизмы, прежде всего религиозность, социальные нормы.
Наконец, третьим элементом духовной культуры являются обряды, обычаи и традиции.
Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе определенные социальные идеи, представления, нормы, ценности. Обряд оказывает эмоционально - психологическое воздействие на людей, вызывает сопереживания.
Обычай - это воспринятые из прошлого формы социальной деятельности и поведения людей. Таковыми могут быть различные обряды, праздники, трудовые навыки и пр.
Традиции - это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в сообществах длительное время. Они являются необходимым условием жизнедеятельности всех социальных систем.
Пренебрежение традициями чревато нарушением преемственности в развитии общества, утратой определенных ценностей. Наоборот, слепое следование некоторым традициям ведет к консерватизму, может вызвать застой в общественной жизни.
Совокупность ценностей, обычаев, традиций, которыми руководствуется большая часть общества, называется доминирующей культурой.
Любая культура функционирует в конкретных формах субкультур и контркультур. Этими терминами обозначают культурную специфику различных социальных групп - возрастных, профессиональных, территориальных, конфессиональных, национальных и пр.
Субкультура - набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих социальный группы друг от друга в рамках доминирующей культуры как целого.
В современной российской культуре можно выделить несколько субкультур: интеллигентская, развивающая традиции национальной элитарной культуры; “советская” субкультура, основывающаяся на ценностях, образах и символах минувших десятилетий; западная либеральная субкультура, являющаяся достоянием значительной части молодежи, предпринимателей и интеллигенции; комплекс маргинальных субкультур, характерных для уголовного мира, национал-шовинистических и миссионерско-оккультных движений.
Субкультура, находящаяся в состоянии конфликта с главными ценностями, идеалами и нормами доминирующей культуры, обозначается термином «контркультура». Этот термин был введен американским социологом Т. Роззаком для обозначения альтернативистских тенденций в искусстве и общественной жизни, но прежде всего для характеристики молодежных движений на Западе в 60 - е годы.
Как известно, хиппи проповедовали культуру, в которой труд представлялся нежелательным, а стремление к приобретению материальных ценностей - недостойным. Битничество проявлялось в поэтизации мужского начала, в сексуальных экспериментах, особенно гомосексуального характера.
Обычно под контркультурой понимается: а) тип протестного мироощущения; б) альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; в) нетрадиционные формы художественного творчества. Для контркультур характерно обращение к мистицизму, причудливое соединение символики различных культур и эпох.
В настоящее время доминирующей культуре противостоит контркультура терроризма в различных ее разновидностях. Она является серьезным препятствием для становления демократического миропорядка.
Из вышеизложенного следует, что культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль реализуется через следующие функции - образовательно-воспитательную, интегративную, нормативно - регулирующую, гносеологическую и информационную.
Образовательно-воспитательная функция культуры состоит в том, что через распространение в обществе знаний, ценностей, норм, обычаев и традиций осуществляется социализация личности.
Интегративная функция культуры состоит в том, что освоение культурных ценностей создает у людей чувство общности, принадлежности к одной группе, нации, народу, конфессии и т.д.
Нормативно-регулирующая функция культуры состоит в том, что она определяет рамки поведения человека, содержит систему предписаний и запретов на те или иные действия, является средством социального контроля.
Гносеологическая функция культуры состоит в том, что она является средством познания и самопознания общества, социальных групп и отдельных индивидов.
Благодаря информационной функции культуры осуществляется трансляция социального опыта, обеспечивая связь времен.
Культура формирует социальные процессы и сама подвергается воздействию перемен, происходящих в обществе. Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды реформ. Взаимодействие культуры и общественных реформ проявляется в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации общества, а с другой - эти изменения влияют на реформы, ускоряя, тормозя или деформируя их проведение.
В формирующемся информационном обществе ослабевает роль культуры как фактора рационализации человека. Она во все большей степени выполняет функцию развлекательную, релаксационную.
Выражением этой эволюции современной культуры служит рост значения ее визуальных, карнавальных компонентов в ущерб компонентам смысловым. Такие преобразования в культуре расширяют ее манипулятивные возможности.
В культуре современной России сочетаются и противоборствуют элементы русской дореволюционной и эмигрантской, советской, американизированной западной, а также восточных культур. Для успешной модернизации страны особое значение приобретает выработка культурной политики, которая способствовала бы созданию цивилизованной рыночной экономики, становлению правового государства и гражданского общества, самореализации личности.
Контрольные вопросы
1. Какова роль культуры в социальной регуляции человеческого поведения?
2. Какие аспекты анализа культурных явлений вам известны?
3. Раскройте содержание основных закономерностей в развитии культуры.
4. Какие качественные скачки произошли в производстве и распространении культурных ценностей?
5. Какую социальную функцию выполняет массовая культура?
6. Назовите и охарактеризуйте основные элементы культуры.
7. Раскройте содержание понятий «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».
8. Каковы основные функции культуры?
Назад | Содержание | Вперед |