8.1. Проблема информационного обеспечения социальной безопасности в современном мире
Социально-информационные технологии, широко применяемые человеком в сфере своей деятельности, оказывают активное влияние не только на общество, но и участвуют в формировании самой личности. В условиях современного мира человек становится все более неприспособленным к изменениям в социально-экономической жизни, попадая в зависимость от своего благополучия, организм индивида притупляет свои защитные функции. Рост информационного поля современной жизни требует от человека серьезной психологической подготовки, высокой культуры оперирования информацией. Информационный поток в повседневном обиходе человека часто переполняется лишним воздействием, процесс восприятия информации затупляется, что может приводить к ошибочным выводам индивидуального сознания, требующего от индивида объективного отражения действительности. Последствия таких суждений приводят к ложным решениям в сфере человеческой деятельности. Именно этим обусловлен интерес широкого круга специалистов к проблеме информационно безопасного поведения личности в сфере ее повседневной и профессиональной деятельности.
До последнего времени проблема информационной безопасности преимущественно интерпретировалась специалистами как комплекс задач, связанный с безопасным режимом функционирования компьютерных систем и сетей. Успехи в области информатизации общества требовали внедрения не только средств технической защиты информации, но и технологии правового регулирования социальных процессов общества, социокультурного подхода к проблемам информационной безопасности. Реальные условия жизни в современной России способствовали формированию чрезвычайно широкого и многообразного спектра опасностей и угроз, многие из которых имеют информационную природу либо воздействуют на человека через информационные каналы.
Осознание информационных угроз личности, обществу и государству и необходимость поиска средств противодействия им вызвали широкий интерес общественности. Все больше персональной информации, попадая в базы данных, отчуждается от человека и несет в себе потенциальную угрозу для его безопасности. Все острее встает проблема контроля за использованием персональных сведений в несанкционированных самим гражданином целях и сферах деятельности.
Широкий спектр опасностей порождает социальная среда, в которой протекает повседневная жизнь каждого человека. Однако деятельность большинства социальных институтов, осуществляющих социальную защиту, не нацелена на предотвращение данных опасностей и угроз. Каждый гражданин России в любой момент может стать жертвой недобросовестных или просто равнодушных чиновников, авантюристов, мошенников, фирм, предоставляющих некачественные услуги, распространения заведомо ложной или неполной информации по каналам социальной коммуникации. Граждане России уже стали объектом манипуляции со стороны многих политических партий.
Сложившаяся обстановка усугубляется тем, что в обществе, в силу исторически сложившихся социокультурных традиций, подобные ситуации достаточно быстро становятся нормой повседневной жизни, на которые люди перестают адекватно реагировать. Остроту добавляет и отсутствие надлежащего контроля со стороны государства за использованием персональных сведений. Именно поэтому чаще всего гражданин остается один на один с угрозами в отношении собственной безопасности.
Одной из типичных информационных опасностей является ситуация, когда персональная информация о человеке становится доступной для лиц, не имеющих права ее использовать. Многие государственные и негосударственные организации, имеющие сведения о рядовых гражданах, часто не соблюдают конфиденциональности этих сведений. Среди них всевозможные городские коммунальные службы, предоставляющие свои услуги населению, институты социальной помощи, телефонные станции, почтовые отделения и ряд других учреждений, обслуживающих население. Слабой стороной деятельности этой категории источников является отсутствие гарантий надежной сохранности информации о гражданах. Сведения о проживающих в основном представлены в бумажной форме (журналах регистрации, картотеках и т. п.), доступ к которым не ограничен для сотрудников этих служб. Возможны случаи ознакомления с ними иных лиц, случайных посетителей. Правоохранительные органы государства проводят оперативные мероприятия, защищают граждан в случае уголовных и других преступлений, однако очень широкий спектр социальных опасностей и проблем не входит в сферу их компетенции.
Формирование современной информационной инфраструктуры (системы оперативного сбора и обработки информации, базы и банки данных, сетевые технологии и телекоммуникации) создает дополнительные возможности для несанкционированного доступа к персональной и другой конфиденциальной информации. В настоящее время уже стали обыденностью случаи несанкционированного подключения к всевозможным видам коммуникационных сетей. Широко используемые средства мобильной связи также являются потенциальными источниками сбора информации. В этой связи необходимо знать и помнить, что, общаясь по телефону, передавая сообщения посредством электронной почты, человек может стать жертвой преступных посягательств со стороны третьих лиц. В этих случаях только бдительность самого гражданина является самым надежным гарантом его безопасности в повседневной жизни.
Перспективное направление в обеспечении информационной безопасности составляют меры, направленные на предоставление населению информации о возможных методах противодействия, применяемых в таких случаях. Значимую роль здесь может и должно играть государство.
Государство должно принимать активное участие и в формировании информационной культуры граждан, способствовать росту информационной грамотности среди населения страны.
Кроме того, необходимы и организационные меры со стороны государства. В последние годы сформировался достаточно широкий рынок услуг по противодействию угрозам информационной безопасности. Однако они востребованы в основном лицами и фирмами, имеющими достаточно высокий финансовый уровень. Большая часть граждан, если и догадывается об их существовании, часто не имеет возможности оплатить такие услуги.
Таким образом, большая часть граждан России остается в неведении этой проблемы, становясь исключительным объектом наживы со стороны недобросовестных предпринимателей и жертвой разнообразных негативных обстоятельств. В связи с этим некоторые исследователи указывают на необходимость создания региональных и муниципальных служб социальной безопасности, которые занимались бы и вопросами обеспечения информационной безопасности граждан.
Назад | Содержание | Вперед |