Вз 3. Преподобный Иоанн Дамаскин (754 г.)

  Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии - Дамаске, его родители были известны древностью рода и обладали высоким христианским благочестием. Отец Иоанна занимал должность министра при дамасском халифе.
  Его учителем был Косьма-инок, которого Сергий Мансур нашел на дамасском рынке. Под руководством этого инока, знавшего философию и богословие, физику и астрономию, Иоанн и получил свое образование. Благочестивый наставник передал своему воспитаннику сильное религиозное чувство, что сказалось позже, когда сын занял место своего отца Сергия на должности градоначальника Дамаска и первого министра при халифе. Иоанн поддерживал Православную Церковь, много сделал, чтобы облегчить положение православного населения в Сирии, угнетаемого арабами-мусульманами, писал сочинения против еретиков- монофизитов, защищал иконопочитание.
  История преподносит нам многочисленные примеры того, что происходит тогда, когда энергичный государственный деятель проявляет способности гибкого политика, способствует оздоровлению атмосферы в истинно христианском духе. Силы зла тогда сколачивают оппозицию и стремятся отменить новый курс или ликвидируют лидера. Так было со святителем Иоанном Златоустом, так произошло и с преподобным Иоанном Дамаскиным.
  Преподобный Иоанн Дамаскин поплатился своей правой рукой за свою политику. Император Лев Исаврянин (717-741 гг.) составил от имени Иоанна Дамаскина подложное письмо, где сообщалось о заговоре против халифа с передачей Дамаска в юрисдикцию византийского императора.
  Житие преподобного повествует, что клевета все же бессильна перед правдой. Рука после его усердной молитвы срослась с суставом. Из своей государственной деятельности Иоанн Дамаскин извлек урок суеты мирской жизни. Он раздал все свое имущество бедным, отпустил на волю рабов и удалился в монастырь Саввы Освященного, где прожил до своей смерти, занимаясь учеными трудами на пользу Церкви. Иоанн Дамаскин умер в глубокой старости в 754 году.
  Наиболее важными сочинениями Дамаскина считаются вероучительные, апологетические и полемические сочинения. Из вероучительных трудов следует указать на «Точное изложение православной веры», которое составляет главнейшую часть трактата Дамаскина под названием «Источник знания».
  Первые части этого трактата: одна - философского содержания - «Диалектика, или философские главы», другая - исторического - «О ересях» - служат введением к «Точному изложению». В «Диалектике» Дамаскин дает понятие о философии и выясняет ее основные категории. В применении к христианскому вероучению философия здесь рассматривается Дамаскиным как служанка богословия. В отделе о ересях он рассматривает 103 ереси: двадцать ересей дохристианской и 83 - христианской эпохи. Сведения о них часто буквально заимствуются из творений Епифания, епископа Кипрского, Феодорита, епископа Кирского и других греческих церковных историков. Самостоятельную часть этого отдела составляют только сведения о магометанстве, иконоборчестве и других современных Дамаскину ересях.
  Третью и самую важную часть «Источника знания» составляет «Точное изложение православной веры» - первая полная система православного богословия, составленная на основании Священного Писания, определений соборов и творений отцов Церкви, которая по стройности и полноте изложения представляет эпоху в истории догматической науки. Это творение по праву пользовалось уважением как на Востоке, так и на Западе, и, в частности, у нас в России: его изучали, переводили и полагали в основу догматических исследований.
  Из других вероучительных сочинений Дамаскина интересно сочинение «О правом мышлении», излагающее подробное исповедание веры, о Святой Троице в вопросах и ответах, с кратким изложением учения о Святой Троице и о Трисвятой песни, с доказательствами неправильности прибавки к ней слов «распныйся за ны».
  К числу вероучительных творений Дамаскина полемического характера относятся его «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Эти «слова» Дамаскина всегда считалось лучшими из всего, что когда-либо было написано в защиту иконопочитания. Правильное и всестороннее решение вопроса, широко обоснованное на Священном Писании, является великим вкладом Дамаскина в святоотеческое богословие.
  Видное место занимают полемические сочинения Дамаскина. К ним относятся «Диалог против манихеев», «Диспут православного Иоанна с манихеем», с обстоятельным опровержением дуалистическо-манихейской системы, «Диспут сарацина и христианина», направленный против магометан, два сочинения против несторианства, против монофизитов и монофелитов.
  Из нравоучительных творений Дамаскина следует отметить сочинения «О постах», где говорится о продолжительности времени церковных постов, и «Священные параллели» - обширное сочинение, представляющее свод параллельных мест Священного Писания и творений отцов Церкви, касающихся разных вопросов христианской веры и нравственности.
  Менее значительны экзегетические труды Дамаскина. Его «Комментарий на послание апостола Павла» составлен по толкованиям святителей Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского и Кирилла Александрийского, а иногда последние воспроизводятся полностью.
  Кроме богословских творений Иоанн Дамаскин замечателен и как церковный поэт. Своими дивными песнопениями он обессмертил свое имя. Его перу принадлежат лучшие песнопения в нашей Церкви: каноны на Пасху, Рождество Христово, на Богоявление и Вознесение, догматики и многие другие песнопения. Он же ввел церковное пение на восемь гласов. За этот дивный поэтический талант Дамаскина в древности называли «Златоструйным», и это имя по праву принадлежит ему.

Назад Содержание Вперед